Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Хираева Ш.М. и Ашурова А.И., при секретаре М. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Джарулаева А-Н.К. апелляционную жалобу и.о. Главы муниципального образования "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан ФИО5 на решение судьи Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от "дата" по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в "адрес" в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО "сельсовет "адрес" "адрес" Республики Дагестан о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ре6спублике Дагестан в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в "адрес" (далее по тексту ТО Управления Роспотребнадзора по РД в "адрес") обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан (далее по тексту МО "сельсовет "адрес"") о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест.
В обоснование исковых требований указано, что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в "адрес" проведена проверка исполнения законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест на территории МО "сельсовет "адрес"". Проверкой выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства о санитарной очистке территорий населенных мест в части не организации уборки территории МО "сельсовет "адрес"" от твердых бытовых отходов и мусора, необеспечения сбора и вывоза согласно СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88; не разработки в соответствии с п. З ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.), стихийно организованных на окраине и недалеко от "адрес" свалок бытовых отходов; отсутствия договора на утилизацию мусора полученного от жителей и потребителей услуг "адрес", с организацией, оказывающие данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов. "дата" главе МО "сельсовет "адрес"" ФИО6 выдано предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Однако требования указанного законодательства администрацией МО "сельсовет Темираульский" не выполнены в полном объеме.
Решением судьи Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от "дата" исковые требования ТО Управления Роспотребнадзор по РД в "адрес" удовлетворены и постановлено:
"Признать незаконным бездействие администрации МО "сельсовет "адрес"" "адрес" РД по санитарной очистке территорий населенных мест.
Обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда организовать уборку территорий МО "сельсовет "адрес"" "адрес" РД от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест". утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88,
- в срок до двух месяцев организовать разработку и принятие в соответствии с п. З ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории МО "Сельсовет "адрес"" "адрес" РД, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.),
-в срок до 1-го месяца ликвидировать стихийно организованные на
окраине и недалеко от "адрес" свалки бытовых
отходов, произвести санацию и рекультивацию территорий, занимаемые
указанными свалками, с момента вступления в законную силу решения суда
организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на
стихийно образованных полигонах (свалках) на окраине "адрес"
"адрес",
- запретить размещать бытовые отходы, полученные от жителей и потребителей на стихийно образованном полигоне (свалке) недалеко oт "адрес",
- в срок до двух месяцев заключить договор на утилизацию мусора,
полученного от жителей и потребителей услуг в "адрес", с организацией, оказывающие данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов".
На указанное решение суда и.о. Главы муниципального образования "сельсовет "адрес"" ФИО5 подана апелляционная жалоба, из которой следует, что ответчиком не отрицается наличие выявленных проверкой нарушений, однако не согласен с решением суда, поскольку оно вынесено без учета того, что у МО "сельсовет "адрес"" отсутствуют достаточные финансовые средства для устранения недостатков, изложенных в иске.
Письменные возражения на доводы апелляционной жалобы не поступили.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя МО "сельсовет "адрес"", о времени и месте рассмотрения дела извещенного, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представившего и об уважительности причин неявки не сообщившего, в связи с его неявкой (ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, заслушав возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Управления Роспотребнадзор по Республике Дагестан ФИО7, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда отвечает указанным требованиям.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу о том, что иск ТО Управления Роспотребнадзора по РД в "адрес" подлежат удовлетворению.
Данный вывод основан на материалах дела, соответствует требованиям закона и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Так, в рамках проверки исполнения законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест на территории МО "сельсовет "адрес"", проведенной ТО Управление Роспотребнадзора по РД в "адрес", установлено, что нарушены требования санитарно-эпидемиологического законодательства о санитарной очистке территорий населенных мест в части не организации уборки территории МО "сельсовет "адрес"" от твердых бытовых отходов и мусора, необеспечения сбора и вывоза согласно СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88; не разработки в соответствии с п. З ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.), стихийно организованных на окраине и недалеко от "адрес" свалок бытовых отходов; отсутствия договора на утилизацию мусора полученного от жителей и потребителей услуг "адрес", с организацией, оказывающие данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
"дата" главе МО "сельсовет "адрес"" ФИО6 выдано предписание N об устранении нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства. В тот же день составлен протокол об административном правонарушении N по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении главы МО "сельсовет "адрес"" ФИО6, по результатам рассмотрения которого, последний признан виновным в допущении административного правонарушения с назначением административного штрафа в 10 000 руб.
Однако при повторной проверке в целом были выявлены аналогичные нарушения санитарно-эпидемиологических требований по санитарной очистке территорий со стороны администрации МО "сельсовет "адрес"", которые не устранены в полном объеме.
Считая выявленные нарушения незаконным бездействием со стороны администрации МО "сельсовет "адрес"", нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, граждан, создающим угрозу их жизни и здоровью, ТО Управление Роспотребнадзора по РД в "адрес" обратилось в суд с указанными выше исковыми требованиями.
В соответствии со статьёй 46 ГПК РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (часть 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", часть 2 статьи 21, часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии со статьей N Закона Республики Дагестан от 13.01.2005 N 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" МО "сельсовет "адрес"" наделено статусом сельского поселения.
Согласно пункту 18 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции закона, действовавшей до 01.01.2015 года, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения содержатся в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежал" регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 настоящей статьи к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
По п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией России и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц и осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.
Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года за N 4690-88 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", в соответствии с которыми система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление. падёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Планово-регулярная очистка должна проводиться но договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждением санэпидслужбы. В каждом населённом пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Срок хранения отходов в дворовых сборниках в холодное время суток должен быть не более трёх суток, в тёплое время суток - не более одних суток.
В соответствии с п.п. 5. п. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта России.
Также согласно п. 1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.
В соответствии с п.п. 1 и 5 п. 1 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Законодатель, с целью обеспечения охраны окружающей среды, обязывает, чтобы бытовые и промышленные отходы собирались, вывозились, утилизировались и перерабатывались.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что несоблюдение установленных законодательством требований может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь и здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу. Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Довод ответчика в апелляционной жалобе об отсутствии у МО "сельсовет "адрес"" достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами.
По положениям ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
На основании изложенного Судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований к отмене постановленного судом решения не имеется, оно соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, а апелляционную жалобу и.о. Главы МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.