Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Блинова В.А.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.
при секретаре Б.Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на решение Каменского городского суда Алтайского края от 2 октября 2014г. по делу
по иску Н.С.П. к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.С.П. обратившись в суд с иском о признании за ним права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, расположенное по адресу: "адрес"16, общей площадью 64,6 кв.м., в обоснование таких требований указывал, что на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, он, как военнослужащий, вместе семьей был вселен в вышеуказанную квартиру, и до настоящего времени с супругой проживает в данном жилом помещении. Спорная квартира принадлежит Министерству обороны РФ. В 2012 году он обращался с запросами по вопросу приватизации квартиры к ответчикам, однако должностные лица ответчиков сообщали, что полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю Федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не делегированы, в связи с чем заключить договор о передаче жилья в собственность, либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным, было предложено обратиться в судебные органы. Уклонение ответчиков по вопросу приватизации указанной квартиры нарушают его право на приватизацию вышеуказанной квартиры.
Решением Каменского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. признано право собственности Н.С.П. на жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 64,6 квадратных метров в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе ответчик Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, признать его ненадлежащим ответчиком. В обоснование жалобы указывает, что спорное жилое помещение предоставлено истцу в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда на время исполнения трудовых обязанностей. Следовательно, по окончанию трудовых отношений работник не имеет никаких прав на жилое помещение, тем более требовать признания права собственности на объект. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Собственником имущества, закрепленного за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления, является Российская Федерация. Реализация военнослужащими права на получение безвозмездного жилья в собственность, возникает между военнослужащими и федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят службу. ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения.
В письменных возражениях представитель истца просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение без изменения.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.6 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В силу ст.11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Судом установлено, что на основании ордера серия А *** от ДД.ММ.ГГ., выданного исполнительным комитетом Каменского городского Совета народных депутатов Алтайского края Н.С.П. и членам его семьи состоящей из 3 человек было предоставлено жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: "адрес"16.
В спорном жилом помещении истец постоянно проживает и зарегистрирован по месту жительства, что подтверждается представленными в судебное заседание лицевым счетом и поквартирной карточкой, паспортом гражданина РФ.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 N 1779-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р г.Камень-на-Оби Алтайского края исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Истец обращался в 2012г. в ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о заключении договора передачи ему спорного жилого помещения в собственность. Однако положительный ответ получен не был.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и не является служебным, истец ранее в приватизации жилья не участвовал и имеет право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, так как они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными по делу доказательствами.
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент предоставления жилого помещения) на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно п. 2 Постановления Совмина СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом
Из справок Каменского производственного участка филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю Н.С.П. в приватизации не участвовал.
По данным сведений Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Н.С.П. зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации не имеет, сведения о правообладателях спорной квартиры в ЕГРП отсутствуют.
Из сообщения ФГКУ "Центррегионжилье" от 14.08.2014г., следует, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, собственником квартиры является Российская Федерация, право оперативного управления зарегистрировано за Толмаческой КЭЧ, деятельность которой прекращена путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ.
При рассмотрении дела каких-либо доказательств, подтверждающих отнесение спорного жилого помещения к числу служебных, ответчиками не представлено.
Оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и не является служебным жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение предоставлено истцу в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда на время исполнения трудовых обязанностей, допустимыми доказательствами не подтверждены. На выданном истцу ордере *** от ДД.ММ.ГГг. такая отметка так же отсутствует.
Исходя из положений ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, жилое помещение включается в число служебных на основании решения органа местного самоуправления (ранее на основании решения исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов).
Доказательств, подтверждающих включение жилого помещения в число служебных жилых помещений на основании решения соответствующего органа, при рассмотрении дела не представлено.
Вместе с тем, основанием к отказу в приватизации жилого помещения является лишь наличие у помещения специального статуса "служебного жилого помещения", установленного в предусмотренном законом порядке.
Доводы жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, поскольку не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность, судебной коллегией не принимаются, так как не могут повлечь отмену или изменение решения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ (в ред. Приказов Министра обороны Российской Федерации *** от 05.04.2011, *** от 22.03.2012) осуществление функций, связанных с вопросами жилищного обеспечения, возложено на уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Указанный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых относится ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая то обстоятельство, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации были привлечены к участию в деле в качестве ответчиков, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного постановления.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на решение Каменского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.