Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Тарасовой О.Н., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Комитета по образованию Администрации Рубцовского района Алтайского края на решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 26 ноября 2014 года
по делу по иску прокурора Рубцовского района Алтайского края в интересах Южаковой Л. Н. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Рубцовского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Южаковой Л.Н. к МБОУ "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера" о признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента 1,25 и возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.
В обоснование иска указал на то, что при расчете заработной платы Южаковой Л.Н. применяется районный коэффициент в размере 1,2, тогда как Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" на территории Рубцовского района Алтайского края с 01.01.1998 утвержден районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25. Несоблюдение работодателем требований законодательства нарушает права Южаковой Л.Н. на получение заработной платы в полном размере.
В связи с изложенным, прокурор просил признать за Южаковой Л.Н. право на получение районного коэффициента к заработной плате в размере 1,25 с ДД.ММ.ГГ, обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы Южаковой Л.Н. с ДД.ММ.ГГ до вынесения судебного решения путем начисления районного коэффициента к заработной плате в размере 1,25.
Решением Рубцовского районного суда Алтайского края от 26 ноября 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены
Признано за Южаковой Л.Н. право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с ДД.ММ.ГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края".
На МБОУ "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера" возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Южаковой Л.Н. с ДД.ММ.ГГ до вынесения судебного решения путем начисления районного коэффициента к заработной плате в размере 1,25.
С МБОУ "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера" в доход бюджета муниципального образования Рубцовский район Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
На указанное решение третье лицо Комитет по образованию Администрации Рубцовского района Алтайского края подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы ссылается на то, что Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районных Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" для Алтайского края утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,15, который был повышен до 1,2 Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N4-Р. Указанные документы до настоящего времени не отменены и не изменены.
По своему содержанию правовые предписания, установленные в Постановление Правительства Российской Федерации N1631 от 27 декабря 1997 года, которым с 01.01.1998 на территории Рубцовского района был повышен районный коэффициент на 1,25, имеют диспозитивный характер, поскольку не содержат императивных предписаний. При этом работодатель, имеет право принять или не принять правовой акт об увеличении районного коэффициента до 1,25, что согласуется с ч. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации, поскольку выбор одной из возможных моделей поведения, в том числе и в форме бездействия, свидетельствует о реализации диспозитивной нормы и исполнения правового акта, в котором эта норма содержится.
В письменном отзыве на жалобу третье лицо Комитет по финансам налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края полагает, что жалоба подлежит удовлетворению по изложенным в ней доводам.
Прокурор Рубцовского района Алтайского края в письменных возражениях на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Мищенко Е.Ю. просила решение оставить без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что МБОУ "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера" является бюджетным учреждением и юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и уставом.
Южакова Л.Н. состоит в трудовых отношениях с МБОУ "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера" с ДД.ММ.ГГ. С ДД.ММ.ГГ переведена "данные изъяты", где и продолжает работать по настоящее время. Данный факт подтверждается копией трудовой книжки, копией трудового договора и дополнительных соглашений (л.д. 9-11, 22-23).
Штатным расписанием учреждения, тарификационными сведениями, карточкой-справкой за "данные изъяты" год, оформленными на учителя Южакову Л.Н., дополнительными соглашениями к трудовому договору *** от ДД.ММ.ГГ, а также имеющимися в деле Положением об оплате труда работников МБОУ "Веселоярская СОШ" (п.2.21), справкой о выплатах от ДД.ММ.ГГ N ***. усматривается начисление районного коэффициента в размере 1,2 (20%) к ежемесячному денежному вознаграждению за выполненный труд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что начисление ответчиком истцу Южакова Л.Н. заработной платы с учетом районного коэффициента 1,2 противоречит закону, которым установлена обязанность работодателя начислять истцу заработную плату с учетом районного коэффициента 1,25.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на нормах закона.
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года N325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" в Алтайском крае был установлен районный коэффициент 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N4-р "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края" районный коэффициент к заработной плате в отдельных районах Алтайского края, в том числе для Рубцовского района, был определен в размере 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации N1631 от 27 декабря 1997 года принято предложение Администрации Алтайского края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Рубцовского района. Согласно данному постановлению, расходы на выплату повышенного коэффициента осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
В силу положений ч. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
На основании ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации указанное постановление Правительства Российской Федерации подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку Правительством Российской Федерации принято предложение о повышении районного коэффициента с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края, в том числе Рубцовском районе, вопреки доводам апелляционной жалобы при начислении заработной платы истцу Южаковой Л.Н. подлежит применению районный коэффициент 1,25.
Ссылки в жалобе на то, что Постановление Правительства Российской Федерации N1631 от 27 декабря 1997 года не устанавливает императивного предписания для применения в расчете заработной платы районного коэффициента, и содержащиеся в нем правовые нормы имеют диспозитивный характер, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица Комитета по образованию Администрации Рубцовского района Алтайского края на решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 26 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.