Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом заседании апелляционную жалобу ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алейская центральная районная больница" на решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах С.Е.Г. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Алейская центральная районная больница" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения прокурора Текутьевой Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Е.Г. работает "данные изъяты" в КГБУЗ "Алейская центральная районная больница" (далее - КГБУЗ "Алейская ЦРБ") на основании трудового договора. Обратилась в прокуратуру с просьбой защитить в судебном порядке ее права в связи с получением заработной платы в заниженном размере.
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к КГБУЗ "Алейская ЦРБ" в интересах С.Е.Г., в ходе рассмотрения дела исковые требования изменялись. Прокурор просил обязать ответчика установить С.Е.Г. с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента; установить С.Е.Г. с ДД.ММ.ГГ районный коэффициент в размере 25%; обязать ответчика произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГ по день вынесения решения заработной платы С.Е.Г. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
В обоснование заявленных требований со ссылкой на ст.ст. 133, 129, 135, 146, 148, 315-317 указано, что за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ заработная плата работникам КГБУЗ "Алейская ЦРБ" должна быть начислена в размере не менее 6664,8 рублей в месяц (т.е. 5554 рубля - минимальный размер оплаты труда, + 1110,8 рублей (районный коэффициент 1,25).
В ходе проверки прокурором выявлено, что КГБУЗ "Алейская ЦРБ" при начислении и выплате заработной платы работникам, в том числе С.Е.Г., в нарушение требований законодательства размер районного коэффициента включало в минимальный размер оплаты труда.
Данные обстоятельства подтверждаются документами, представленными ответчиком, в том числе информацией о суммах начисленной и выплаченной работнику заработной платы.
Несоблюдение работодателем вышеизложенных требований законодательства существенным образом нарушает права С.Е.Г. на получение заработной платы в полном размере.
Ответчик и третье лицо Главное управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности возражали против удовлетворения иска.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 28 октября 2014 года иск удовлетворен.
КГБУЗ "Алейская ЦРБ" обязано установить с ДД.ММ.ГГ С.Е.Г. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента; установить С.Е.Г. с ДД.ММ.ГГ районный коэффициент в размере 25%; произвести перерасчет заработной платы С.Е.Г. с ДД.ММ.ГГ путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
Ответчик в апелляционной жалобе просит указанное решение суда отменить и принять новое решение об отказе прокурору в удовлетворении иска. В обоснование указано, что суд не принял во внимание статус ответчика как государственного учреждения, финансируемого из бюджета, система оплаты труда работников которого регулируется нормативными актами администрации Алтайского края, обязательными для исполнения. В частности, оплата труда производится в соответствии с Отраслевым положением об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 26.10.2011 N 607. Работникам КГБУЗ "Алейская ЦРБ" производится в соответствии со ст. 129 ТК доплата за работу в особых климатических условиях. В соответствии с вышеуказанными нормами С.Е.Г. установлен оклад в размере "данные изъяты" руб. и выплата за непрерывный стаж работы - 30% от оклада в сумме "данные изъяты" руб., иные доплаты к заработной плате не установлены, но при начислении заработной платы применяется коэффициент 1,2 к начисленной заработной плате, установленный на территории г. Алейска распоряжением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета трудящихся от 20 января 1975 года N 39-р. Поскольку получившийся в результате начисления всех указанных выплат размер заработной платы оказывается меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), истице дополнительно начисляется и выплачивается доплата до МРОТ, которая не является оплатой за труд и не может быть увеличена на какие-либо коэффициенты.
Ответчик полагает, что судом неправильно применен и истолкован материальный закон.
Суд исходил из того, что районный коэффициент подлежит начислению на заработную плату, которая не может быть менее МРОТ, однако в данном случае на территории Алтайского края районные коэффициенты, установленные для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не действуют, так как Алтайский край не входит в перечень таких местностей. Ссылку суда на постановление Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 ответчик считает неправомерной, поскольку установление районного коэффициента должно производиться нормативным актом регионального уровня, так как оплата заработной платы производится из средств краевого бюджета, но такой нормативный акт не принят, соответствующие средства в расходной части бюджета отсутствуют. Соглашение от 21.12.2001, заключенное между краевыми объединениями работодателей, краевым Советом профсоюзов и Администрацией Алтайского края на 2002-2004 годы, в части пункта 2.19, устанавливавшего поэтапный переход к применению районных коэффициентов к заработной плате в размере 1,2 и 1, 25 для отдельных районов края, не выполнено. Дополнительным соглашением от 31.12.2003 указанный пункт исключен.
Кроме того, положения вышеуказанного постановления Правительства от 27.12.1997 N 1631 противоречат постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237, приложением к которому в городе Алейске установлен районный коэффициент 1,2.
Прокурор в суде апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела исключительно в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 Трудового кодекса Российского Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда (далее также - МРОТ).
В силу ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Системное толкование положений ст. ст. 129, 133, 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с этим соблюдение требований, содержащихся в статьях 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, о повышенной оплате труда работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее.
Как усматривается из материалов дела, КГБУЗ "Алейская ЦРБ" является юридическим лицом - государственным бюджетным учреждением. Установление для работников этого учреждения, с учетом его правового статуса и наличия бюджетного финансирования, пониженного размера оплаты труда нарушало бы принцип равенства граждан и не отвечало принципу справедливости. Поэтому указанные обстоятельства, вопреки доводам апелляционной жалобы, не могут повлечь неприменение к отношениям сторон норм трудового законодательства, предусматривающих гарантии для работников.
С.Е.Г. состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ "Алейская ЦРБ", с ДД.ММ.ГГ работает в детской поликлинике в должности "данные изъяты", что подтверждается трудовыми договорами и дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГ N ***, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ N ***.
В ДД.ММ.ГГ С.Е.Г. отработала норму рабочего времени и выполнила нормы труда, что не оспаривалось ответчиком.
По сведениям ответчика при начислении заработной платы С.Е.Г. районный коэффициент начислялся на заработную плату, размер которой был значительно ниже МРОТ, и после его начисления заработок истицы также составлял менее МРОТ, поэтому фактически ей выплачивался заработок в размере МРОТ.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд, ссылаясь на положения ст.ст. 129, 133, 135, 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями должен начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Ссылка суда на статьи 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие оплату труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к которым Алтайский край не относится, не может послужить основанием для отмены решения суда, так как не влияет на законность и обоснованность решения по существу.
Поскольку С.Е.Г. в спорный период начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению, исходя из минимального размера оплаты труда (5554 руб.) с учетом доплаты в виде соответствующего районного коэффициента в размере 1,25, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по установлению С.Е.Г. с ДД.ММ.ГГ заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и перерасчете заработной платы с ДД.ММ.ГГ путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Доводы жалобы ответчика о включении районного коэффициента в общий размер заработной платы, который не ниже минимального размера, определенного законом, судебная коллегия признает несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку, исходя из вышеизложенного, в размере менее минимального размера оплаты труда допускается установление только окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников при условии, что заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Оценивая решение суда в части определения размера применяемого районного коэффициента, судебная коллегия исходит из следующего.
Государственным Комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 года принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 года N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Алейского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.
Распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 05.01.1972 N5-р доведено до сведения, что Совет Министров РСФСР распоряжением от 03.01.1972 N4-р повысил с 1,15 до 1,2 районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края, согласно приложению, недостаточно обеспеченных питьевой водой, особенно подвергающихся засухе. Указанный коэффициент был введен с 01 января 1972 года и применялся в порядке, установленном постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N325-24.
Согласно Приложению N1 к распоряжению от 05.01.1972 N5-р в перечень районов Алтайского края, где к заработной плате рабочих и служащих применяется районный коэффициент в размере 1,2 включен Алейский район.
Распоряжением Исполкома Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20 января 1975 года N39-р на основании письма Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Министерства финансов СССР от 10 января 1975 года N13-117 "О повышении районного коэффициента" с 01 января 1975 года в городе Алейске на всех предприятиях, в организациях и учреждениях установлен коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,2.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", для отдельных районов Алтайского края, включая г.Алейск, был утвержден размер районного коэффициента 1,25, как для местности с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Нормы указанного Постановления устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в перечисленных в Приложении районах Алтайского края, направлены на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст.ст.129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации. Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях, и не может включаться в состав заработной платы, равный минимальному размеру оплаты труда, а должен начисляться сверх указанного размера заработной платы.
Согласно ст.115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что, несмотря на наличие указанного постановления N 1631 от 27 декабря 1997 года, для применения районного коэффициента 1,25 необходимо принятие соответствующего нормативного акта на уровне субъекта Российской Федерации (Алтайского края), не основан на законе. Из текста постановления не следует, что его действие ограничено, либо обусловлено необходимостью принятия дополнительных актов.
Постановление Правительства от 30 декабря 2011 года N 1237 регулирует оплату труда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.
Поскольку истица не относится к указанной категории граждан, действие этого постановления на отношения сторон не распространяется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика КГБУЗ "Алейская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.