Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 года по делу
по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах А.Э.А. к Управлению социальной защиты населения по "адрес", Муниципальному унитарному предприятию г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах А.Э.А. с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" (далее МУП г. Новоалтайска "НТС") в котором просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; возложить на МУП г. Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету А.Э.А. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, исходя из общей площади жилого помещения в 55,1 кв.м. за указанный период; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате А.Э.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска "НТС" за спорный период; возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате А.Э.А. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Новоалтайска, установлено, что А.Э.А. как лицо, признанное реабилитированным, имеет право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета. А.Э.А. проживает и зарегистрирована в квартире общей площадью 55,1 кв.м. по адресу: "адрес" Из информации Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и МУП НТС начисление льготы А.Э.А. происходило в период с ДД.ММ.ГГ. исходя из социальной нормы площади жилья. Вместе с тем, в нарушение требований закона, истцу до ДД.ММ.ГГ, в том числе в спорный период, назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению в размере 50 % от начисленной суммы исходя из социальной нормы площади жилья в 33 кв.м., при этом общая отапливаемая площадь квартиры составляет 55,1 кв.м. Решением Новоалтайского городского суда от 10.10.2013г. удовлетворены исковые требования прокурора, предъявленные в интересах А.Э.А. о перерасчете денежной компенсации по отоплению за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ такой перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов не выплачена, в связи с чем бездействие ответчиков является незаконным. Согласно сведениям МУП "НТС" за период с ДД.ММ.ГГ Управлением СЗН по г. Новоалтайску истцу не выплачена денежная компенсация расходов по отоплению в сумме "данные изъяты" руб. В связи с тем, что суммы компенсации не получены истцом своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены А.Э.А. за истекший период без ограничения срока.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27.11.2014 исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах А.Э.А. удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету А.Э.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 50 % исходя из социальной нормы жилья.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате А.Э.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом Муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
На Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести А.Э.А. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата произведенного Муниципальным унитарным предприятием г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" перерасчета компенсации исходя из площади 55,1 кв.м. и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
В удовлетворении исковых требований о возложении на МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" обязанности произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги отопления исходя из площади жилого помещения 55,1 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ отказано.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Главалтайсоцзащита) просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Так, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не был представлен расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя, не доказаны обстоятельства, на которые прокурор ссылается в обоснование своих требований. Необоснованно суд оставил без внимания ходатайство третьего лица о понуждении судом прокурора представить расчет недополученной компенсации (как факта, подтверждающего нарушение прав истца) с целью его проверки. Не проанализирована правильность произведенных организацией - поставщиком расчетов денежных эквивалентов компенсации, не были приведены доказательства, указывающие на неправильность расчетов, исходя из которых, управлением была выплачена компенсация. Ссылается на судебную практику по истребованию судом первой инстанции расчетов сумм неоплаченной компенсации по коммунальной услуге и передаче гражданских дел по подсудности мировому судье при цене иска менее 50 000 рублей, считает, что размер задолженности по компенсациям влияет на подсудность рассмотрения спора. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина, в связи с чем, не достигается основная цель судебной защиты - полное восстановление нарушенных прав граждан.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Т.Я.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая принятое судом решение законным и обоснованным; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Статьей 2 указанного выше Закона предусмотрено, что реабилитированным лицам производится компенсация 50% расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, а не социальной нормы. Данные нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N 2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г. Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м. общей площади.
В соответствии с Приложением N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.
На основании п.п. 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126, ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Частью 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" предусмотрено, что учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС.
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. п. 37, 38 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения.
В соответствии с п. 27 данных Правил орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А.Э.А. является реабилитированным лицом, что подтверждается свидетельством А *** от ДД.ММ.ГГ (л.д. 9).
Согласно представленным документам в спорный период А.Э.Я. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГ (л.д.9 оборот) и является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по указанному адресу (л.д. 10). Площадь квартиры составляет 55,1 кв.м.
Вступившим в законную силу решением Новоалтайского городского суда от 10.10.2013 на МУП г. Новоалтайска "НТС" возложена обязанность по перерасчету А.Э.А. денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги отопления исходя из общей площади помещения 55,1 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ.
Согласно выписке из реестра льготополучателей, представленной Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску по состоянию на ДД.ММ.ГГ, А.Э.А. включена в реестр льготополучателей.
Поставщиком тепловой энергии в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истице квартира, является МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску необоснованно для организации-поставщика указывало площадь жилого помещения для расчета истцу льготы по отоплению, исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей, в связи с чем, истцом недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление, не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из площади жилого помещения 42 кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения составляла 67 кв.м.
При этом требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылки в жалобе на то, что судом не обоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации не могут повлечь отмену решения суда.
Поскольку установлено нарушение права истицы на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено независимо от доводов апелляционной жалобы о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Не являются основанием для отмены решения и доводы жалобы о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора. Исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду. Таким образом, подсудность спора при его разрешении судом не нарушена.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге, правового значения не имеет, в связи с чем, судебной коллегией во внимание не принимается.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.