Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Дмитриевой О.С., Чубукова С.К.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 года
по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Х.М.П. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, ТСЖ "Новоалтайское" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска в интересах Х.М.П. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, ТСЖ "Новоалтайское", уточнив требования, просил признать незаконными действия ТСЖ "Новоалтайское" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно; возложить на ТСЖ "Новоалтайское" обязанность по перерасчету Х.М.П. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения в 76,2кв.м за указанный период; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате Х.М.П. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом ТСЖ "Новоалтайское" за спорный период; возложить на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанность по выплате Х.М.П. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета; установить ответчикам срок для исполнения решения суда.
В обоснование требований указал, что Х.М.П. как лицо, признанное реабилитированным, имеет право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета. Х.М.П. проживает и зарегистрирована в квартире по адресу: "адрес", общей площадью ***2 кв.м. Начисление льготы и расчет денежной компенсации Х.М.П. в период с июня 2009 по ноябрь 2010 производилось в пределах стандартов нормативной площади жилого помещения. Однако истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", в связи с чем при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в спорный период. Решением Новоалтайского городского суда от 09.10.2013г. удовлетворены исковые требования прокурора, предъявленные в интересах Х.М.П., о перерасчете денежной компенсации по отоплению за период с ДД.ММ.ГГ по 01.05.2012. За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ такой перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов не выплачена. В связи с тем, что суммы компенсации не получены истцом своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены Х.М.П. за истекший период без ограничения срока.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Х.М.П. удовлетворены.
Признаны незаконными действия ТСЖ "Новоалтайское" по расчету Х.М.П. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно в размере 50 % исходя из социальной нормы жилья.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Х.М.П. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление исходя из социальной нормы площади жилого помещения в размере, определенном в соответствии с расчетом ТСЖ "Новоалтайское" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно.
На ТСЖ "Новоалтайское" возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет Х.М.П., проживающей по адресу: "адрес", денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление исходя из общей площади жилого помещения *** кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно.
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Х.М.П. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата произведенного ТСЖ "Новоалтайское" перерасчета и выплаченного ранее денежного эквивалента за указанный период.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение отменить, ссылаясь на то, что в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, позволяющий установить, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Заявленное Главным управлением ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований, необоснованно оставлено судом без внимания. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой возможность арифметической ошибки и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы прокурор Ф.П.В. в удовлетворении жалобы просила отказать, считая ее необоснованной.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст.16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08 мая 2008 года N37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В соответствии со ст.2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории г.Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г.Новоалтайска от 08 октября 2008 года N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307).
Согласно ч.2 ст.6 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N126 (по тексту - Правила), ст.6 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил и ч.ч. 1, 9 ст. 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч.7, 8 ст.4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Х.М.П. является реабилитированным лицом, проживает и зарегистрирован по адресу: "адрес" жилого помещения составляет 76,2 кв.м.
Организацией - поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истца является ТСЖ Новоалтайское".
Согласно представленной Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску выписке из реестра по состоянию на 01.10.2007, Х.М.П. включена в реестр льготополучателей как реабилитированное лицо (код 531) с составом семьи из 1 человека (л.д. 36).
Вместе с тем расчет компенсации расходов на оплату услуги по отоплению производился Х.М.П. в спорный период в размере 50% от начисленной суммы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья в размере 33 кв.м, что не соответствует положениям законодательства.
Решением Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГ удовлетворены исковые требования прокурора, предъявленные в интересах Х.М.П. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, ТСЖ "Новоалтайское" о перерасчете и выплате недополученной денежной компенсации расходов на оплату отопления за период с ДД.ММ.ГГ по 01.05.2012.
Установив при разрешении дела, что Х.М.П. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ей льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения 76,2 кв.м., суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление, не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из льготной площади жилого помещения 33 кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения составляет *** кв.м.
При этом требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылка в жалобе на то, что судом не обоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, не могут повлечь отмену решения суда.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге также признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционной жалобы о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.