Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков администрации г. Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 ноября 2014 года по делу
по иску К.Л.А., К.К.А., В.М.М., М.Е.В., С.Н.М., Б.И.Н., Г.Ф.А., М.О.П., Б.А.В., Р.В.Ф., Т.С.А., Ф.О.В., И.С.В., И.В.А., Ш.И.В., Б.Ж.А., Б.А.И., П.Н.А., С.С.В., С.Ю.С., М.И.А., Р.Е.В., Р.А.В., действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей Р.М.А., Р.С.А., Ш.И.М., Ш.Т.А., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына Ш.Д.М., К.Л.И., К.Е.Г., И.В.М., И.Е.А., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней дочери И.И.В., к администрации г. Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению жилых помещений, направлению требований о сносе, принятию решения об изъятии жилых помещений и земельного участка.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Л.А., К.К.А. являются собственниками по ? доли каждый квартиры N *** общей площадью 37,7 кв.м., расположенной по адресу: "адрес"; В.М.М. - собственником жилого помещения N *** общей площадью 18 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; М.Е.В. - собственником жилого помещения N ***, общей площадью 17,5 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; С.Н.М. - собственником жилого помещения N ***, общей площадью 18,2 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; Б.И.Н. - собственником жилого помещения N ***, общей площадью 17 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; Г.В.Ф. собственником жилого помещения N *** общей площадью 18,8 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; М.О.П. - собственником жилого помещения N ***, общей площадью 17 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; Б.А.В. - собственником жилого помещения N *** общей площадью 18,3 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; Р.В.Ф. - собственником комнаты N *** общей площадью 17,9 кв.м., расположенной по адресу: "адрес"; Т.С.А. (3/4 доли), Ф.О.В. (1/4 доля) - собственниками жилого помещения N ***, общей площадью 15,5 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; И.В.А., И.С.В., Ш.И.В. - собственниками по 1/3 доле каждый жилого помещения N ***, общей площадью 40,3 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; Б.А.И., Б.Ж.А. - собственниками по ? доле каждый жилого помещения N *** общей площадью 18 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"; П.Н.А. - собственником комнаты N ***, общей площадью 18,1 кв.м., расположенной по адресу: "адрес"; С.Ю.С., С.С.В. - собственниками по ? доле каждый жилого помещения N *** общей площадью 17,9 кв.м., расположенного по адресу: "адрес".
И.В.М., И.Е.А., И.И.В. пользуются двухкомнатной квартирой *** по "адрес", в "адрес" на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ (л.д.18 т.2); зарегистрированы в ней по месту жительства (л.д. 20 т.2). Квартира *** по "адрес", в "адрес", общей площадью 41,7 кв.м., находится в муниципальной собственности (л.д.110 т.1).
М.И.А. проживает в комнате N ***, что подтверждается выпиской из домовой книги (т.2 л.д. 37). В выписке из финансового лицевого счета указано, что общая и жилая площадь комнаты составляет 13,1 кв.м. На основании ордера от ДД.ММ.ГГ. М.И.А. вселен в комнату *** площадью 13,2 кв.м. (т.1 л.д. 32). Комната *** в доме по "адрес", в "адрес" значится в Реестре объектов муниципальной собственности "адрес" (л.д. 92 т.1).
К.Л.И., К.Е.Г. занимают комнату *** по "адрес", в "адрес", общей и жилой площадью 17,9 кв.м., на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 10 т.2), зарегистрированы в ней по месту жительства (л.д.152, т.1). Указанная комната находится в муниципальной собственности (л.д. 107 т.1).
Р.А.В., Р.М.А., Р.С.А., Р.Е.В. проживают в комнате *** по "адрес", в "адрес", что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.87 т.2), на основании ордера (л.д.9 т.2). Указанная комната значится в реестре муниципальной собственности (л.д.92 т.1).
Ш.Т.А., Ш.И.М., Ш.Д.М. проживают в комнате *** по "адрес", в "адрес", что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.45 т.2), на основании ордера (л.д. 46 т.2). Указанная комната площадью 16,3 кв.м. находится в муниципальной собственности (л.д. 102 т.1).
ДД.ММ.ГГ Межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации "адрес" вынесено заключение *** о признании "адрес" в "адрес" аварийным и подлежащим сносу.
Согласно распоряжению администрации города Барнаула N95-р от 20.04.2012 многоквартирный дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок до ДД.ММ.ГГ отселения физических лиц из многоквартирного дома в пределах средств, предусмотренных в бюджете города.
Истцы обратились с иском в суд и просили с учетом уточнения признать незаконным бездействие администрации г. Барнаула и комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в части организации работы по переселению из аварийного жилья незаконным; обязать комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула направить собственникам жилых помещений К.Л.А., К.К.А.,, М.Е.В., Г.Ф.А., М.О.П., Р.В.Ф., Т.С.А., Ф.О.В., И.С.В., И.В.А., Ш.И.В., Б.Ж.А., Б.А.И., П.Н.А., С.С.В., С.Ю.С., В.М.М., С.Н.М., Б.И.Н., Б.А.В. требования о сносе в разумный срок; обязать комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула принять решение об изъятии земельного участка по адресу "адрес", для государственных и муниципальных нужд; обязать комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" принять решение об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности К.Л.А., К.К.А., М.Е.В., Г.Ф.А., М.О.П., Р.В.Ф., Т.С.А., Ф.О.В., И.С.В., И.В.А., Ш.И.В., Б.Ж.А., Б.А.И., П.Н.А., С.С.В., С.Ю.С., В.М.М., С.Н.М., Б.И.Н., Б.А.В., находящихся по адресу "адрес", для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, просили обязать администрацию г. Барнаула распределить комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, а комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула предоставить вне очереди по договору социального найма в границах г. Барнаула благоустроенное жилое помещение:
М.И.А. - общей площадью не менее 19,1 кв.м., жилой площадью не менее 13,2 кв.м., на состав семьи один человек;
Р.А.В., Р.Е.В., Р.М.А., Р.С.А. общей площадью не менее 26 кв.м., жилой не менее 18 кв.м., на состав семьи четыре человека;
Ш.Т.А., Ш.Д.М., Ш.И.М. - общей площадью не менее 24,2 кв.м., жилой площадью не менее 16,7 кв.м., на состав семьи три человека;
К.Л.И., К.Е.Г. - общей площадью не менее 25,9 кв.м., жилой площадью не менее 17,9 кв.м., на состав семьи два человека;
И.В.М., И.Е.А., И.И.В. - общей площадью не менее 60,4 кв.м., жилой площадью не менее 41,7 кв.м., на состав семьи три человека.
В обоснование требований указано, что истцы проживают и являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по "адрес", в "адрес". Заключением *** городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ многоквартирный жилой дом по "адрес", в городе Барнауле, признан аварийным и подлежащим сносу. Своим распоряжением *** от ДД.ММ.ГГ администрация "адрес" взяла на себя обязательство по отселению жителей данного дома в исправное жилье до ДД.ММ.ГГ. Однако, на данный момент, жители аварийного дома не переселены. Дом очень быстрыми темпами продолжает разрушаться, чему поспособствовали погодные условия весны и отсутствие капитального ремонта в течение многих лет. Жильцы боятся проживать в данном доме, опасаясь обрушения конструкций. Свои обязательства администрация г. Барнаула не выполнила и никаких пояснений по поводу отселения людей из вышеуказанного дома не дает, тем самым проявляя бездействие по исполнению распоряжения N95-р от 20.04.2012, и нарушая права и законные интересы истцов. Согласно техническому заключению, выполненному ООО " "данные изъяты"", анализ повреждений и дефектов конструкций, выявленных при обследовании строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", дает возможность определить техническое состояние несущих конструкций от "ограниченно работоспособного" до "аварийного", ненесущих конструкций, как "неудовлетворительное". Поскольку занимаемое истцами жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем лиц по причине его аварийного состояния, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от предела средств, предусмотренных в бюджете города (распоряжение N95-р от 20.04.2012).
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 ноября 2014 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации города Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в части организации работы по переселению граждан из аварийного дома по "адрес", в "адрес".
На администрацию города Барнаула возложена обязанность распределить комитету по жилищно-коммунальному хозяйству города Барнаула благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула общей площадью не менее 18,96 кв.м., жилой площадью не менее 13,1 кв.м., для предоставления вне очереди по договору социального найма М.И.А. на состав семьи один человек.
На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность предоставить вне очереди М.И.А. на состав семьи один человек по договору социального найма распределенное администрацией города Барнаула благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула общей площадью не менее 18,96 кв.м., жилой площадью не менее 13,1 кв.м.
На администрацию города Барнаула возложена обязанность распределить комитету по жилищно-коммунальному хозяйству города Барнаула благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула общей площадью не менее 25,95 кв.м., жилой площадью не менее 12,8 кв.м., для предоставления вне очереди по договору социального найма Р.А.В., Р.Е.В., Р.М.А., Р.С.А. на состав семьи четыре человека.
На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность предоставить вне очереди Р.А.В., Р.Е.В., Р.М.А., Р.С.А. на состав семьи четыре человека по договору социального найма распределенное администрацией города Барнаула благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула общей площадью не менее 25,95 кв.м., жилой площадью не менее 12,8 кв.м..
На администрацию города Барнаула возложена обязанность распределить комитету по жилищно-коммунальному хозяйству города Барнаула благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула общей площадью не менее 24,17 кв.м., жилой площадью не менее 16,7 кв.м., для предоставления вне очереди по договору социального найма Ш.Т.А., Ш.Д.М., Ш.И.М. на состав семьи три человека.
На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность предоставить вне очереди Ш.Т.А., Ш.Д.М., Ш.И.М. на состав семьи три человека по договору социального найма распределенное администрацией города Барнаула благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула общей площадью не менее 24,17 кв.м., жилой площадью не менее 16,7 кв.м.
На администрацию города Барнаула возложена обязанность распределить комитету по жилищно-коммунальному хозяйству города Барнаула благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ "адрес" общей площадью не менее 25,9 кв.м., жилой площадью не менее 17,9 кв.м., для предоставления вне очереди по договору социального найма К.Л.И., К.Е.Г. на состав семьи два человека.
На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность предоставить вне очереди К.Л.И., К.Е.Г. на состав семьи два человека по договору социального найма распределенное администрацией города Барнаула благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула общей площадью не менее 25,9 кв.м., жилой площадью не менее 17,9 кв.м.
На администрацию города Барнаула возложена обязанность распределить комитету по жилищно-коммунальному хозяйству города Барнаула благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула общей площадью не менее 60,35 кв.м., жилой площадью не менее 20,6 кв.м., для предоставления вне очереди по договору социального найма И.В.М., И.Е.А., И.И.В. на состав семьи три человека.
На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность предоставить вне очереди И.В.М., И.Е.А., И.И.В. на состав семьи три человека по договору социального найма распределенное администрацией города Барнаула благоустроенное жилое помещение в пределах черты муниципального образования городской округ г. Барнаула, общей площадью не менее 60,35 кв.м., жилой площадью не менее 20,6 кв.м.
На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность подготовить проект постановления в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, а администрацию города Барнаула в течение 10 дней с момента подготовки проекта постановления принять решение об изъятии земельного участка по "адрес", в "адрес", для муниципальных нужд.
На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность подготовить проект постановления в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, а администрацию города Барнаула в течение 10 дней с момента подготовки проекта постановления принять решение об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности К.Л.А., К.К.А., В.М.М., М.Е.В., С.Н.М., Б.И.Н., Г.Ф.А., М.О.П., Б.А.В., Р.В.Ф., Т.С.А., Ф.О.В., И.С.В., И.В.А., Ш.И.В., Б.Ж.А., Б.А.И., П.Н.А., С.С.В., С.Ю.С., находящихся в доме по "адрес", для муниципальных нужд.
В остальной части иска отказано.
В апелляционных жалобах ответчики администрация г. Барнаула и комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула просят отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что вывод суда об их бездействии необоснован, так как собственникам жилых помещений было направлено требование о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГ, соответственно, решение об изъятии земельного участка и жилых помещений должно быть принято органами местного самоуправления только по истечении указанной даты; предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе во внеочередном порядке по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях, в то время как истцы на учете нуждающихся не состоят, малоимущими они не являются, соответствующие обстоятельства судом не устанавливались, однако необходимость установления данных обстоятельств подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации N 85-КГ12-4 от 12 марта 2013 года, определением Алтайского краевого суда от 15 ноября 2013 года по делу N 4г-2530/2013; в общую площадь жилых помещений, которые должны быть предоставлены по договорам социального найма, включена площадь вспомогательных помещений (мест общего пользования) в жилом доме, однако при расчете данной площади суд руководствовался финансовыми лицевыми счетами, которые не являются техническими документами, устанавливающими площадь мест общего пользования.
В возражениях на апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула представитель Р.В.Ф. - Д.Э.В. просит оставить ее без удовлетворения, принятое судом решение - без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец М.О.П., представитель истца Р.В.Ф. - Д.Э.В., представитель истцов С.С.В. и С.Ю.С. - Т.Ю.З. настаивали на законности принятого судом решения; иные лица, участвующие в деле, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года и за третий квартал 2012 года, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по не принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, установленных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Решением Барнаульской городской Думы от 30.03.2012 N 720 утверждено Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу (далее - Положение).
Действие настоящего Положения распространяется на отношения, связанные с переселением нанимателей, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, признанных непригодными для проживания, и собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (п. 1.2 Положения).
Основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании жилого помещения несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - заключение) и распоряжение администрации города о дальнейшем использовании жилого помещения (многоквартирного дома), сроках отселения граждан (далее - распоряжение), принятые в соответствии с постановлением администрации города Барнаула от 05.08.2013 N 2649 "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и ее состава" (п. 1.3 Положения).
В силу п. 1.4 Положения сроки переселения граждан не должны превышать двух лет с момента принятия распоряжения, за исключением случаев, установленных абзацем 2 настоящего пункта.
На основании п. 3.1 Положения к собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (далее - дом), администрацией города Барнаула предъявляются требования о сносе такого дома в срок, не превышающий одного года со дня принятия распоряжения.
Требование о сносе дома вручается под роспись комитетом ЖКХ каждому собственнику жилого помещения дома в течение 15 календарных дней с момента принятия распоряжения (п. 3.2 Положения).
Согласно п. 3.3 Положения в случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, и подлежат изъятию каждое жилое помещение, за исключением жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Решение об изъятии земельного участка под домом и жилых помещений у собственников в этом доме принимается администрацией города Барнаула в форме постановления и подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3.4 Положения).
При этом в соответствии с п. 3.5. комитет ЖКХ в течение месяца с момента окончания срока, установленного для сноса дома, готовит проект постановления администрации города об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд и изъятии жилых помещений в таком доме; в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и жилых помещений направляет решение на государственную регистрацию; в 15-дневный срок с момента государственной регистрации уведомляет собственников помещений дома о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате государственной регистрации такого решения.
Постановление администрации города об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд и изъятии жилых помещений принимается в течение 10 рабочих дней с момента подготовки проекта постановления (п. 3.6 Положения).
Поскольку, как установлено судом в ходе судебного разбирательства, предусмотренный Положением срок по вручению собственникам жилых помещений требований о сносе дома ответчиками нарушен более чем на два года, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что со стороны администрации г. Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула имеет место незаконное бездействие в части организации работы по переселению жильцов аварийного дома, в связи с чем правомерно возложил на них обязанность по подготовке проекта постановления и принятию решения об изъятии земельного участка и жилых помещений по "адрес", в "адрес", для муниципальных нужд, а также по распределению и предоставлению истцам жилых помещений по договорам социального найма.
Доводы апелляционных жалоб в части несогласия ответчиков с выводом суда об их бездействии со ссылкой на то, что собственникам жилых помещений направлено требование о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГ, соответственно, решение об изъятии земельного участка и жилых помещений должно быть принято органами местного самоуправления только по истечении указанной даты, несостоятельны, поскольку в данном случае имеет место нарушение именно сроков направления требований о сносе дома, повлекшее несоблюдение предусмотренной Положением процедуры переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и свидетельствующее о незаконном бездействии.
Позиция ответчиков о том, что предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе во внеочередном порядке является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях, в то время как истцы на учете нуждающихся не состоят и малоимущими не являются, на существо принятого по делу решения не влияет и не влечет его отмену.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Издавая 20.04.2012 распоряжение N 95-р и устанавливая срок для отселения граждан из спорного дома, администрация г. Барнаула признала нуждаемость истцов в жилом помещении. Проживание же истцов в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, создает угрозу жизни и здоровья граждан, поэтому на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации у ответчиков возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение, равноценное занимаемому, поскольку в этом случае в отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление жилья гражданам носит компенсационный характер и, соответственно, жилищные условия не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Признание в этом случае гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и прохождение процедуры предоставления жилого помещения, которая является предварительным этапом заключения договора жилищного найма, не может устанавливаться в качестве условия защиты прав граждан, так как они уже являются стороной договора социального жилищного найма.
Ссылка в апелляционных жалобах ответчиков в подтверждение вышеприведенных доводов на определение Верховного Суда Российской Федерации N 85-КГ12-4 от 12 марта 2013 года и определение Алтайского краевого суда от 15 ноября 2013 года по делу N 4г-2530/2013 не опровергает выводы суда и о незаконности принятого по делу решения не свидетельствует, так как юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, представляет собой толкование норм права и пример ее применения с учетом конкретных обстоятельств дела.
Что касается доводов апелляционных жалоб о том, что при расчете площади вспомогательных помещений суд руководствовался финансовыми лицевыми счетами, которые не являются техническими документами, устанавливающими площадь мест общего пользования, то сами по себе они не свидетельствуют о том, что указанная в лицевых счетах площадь вспомогательных помещений не соответствует и превышает площадь данных помещений по сравнению с технической документацией, соответствующие доказательства, включая иной расчет площади вспомогательных помещений стороной ответчиков не представлены.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал представленные сторонами доказательства и дал им мотивированную оценку в судебном решении. При этом нарушений норм материального права и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, суд не допустил.
Ввиду того, что доводы апелляционной жалобы признаны судебной коллегией несостоятельными, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы по доводам в ней изложенным судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчиков администрации города Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.