Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Соболевой С.Л., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 11 ноября 2015 года по делу
по иску М.Н.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края о признании права на досрочное назначении трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ М.Н.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, обратилась в ГУ УПФР в г.Барнауле с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи со стажем педагогической деятельности необходимой продолжительности.
Решением пенсионного органа *** п.5.18 от ДД.ММ.ГГ в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.
При этом в специальный стаж истца не засчитаны:
период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности библиотекаря в Барнаульском государственной педагогическом институте, поскольку по представленным документам не подтверждается работа в библиотеке;
период обучения в Барнаульском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГ не выработано 2/3 требуемого педагогического стажа, периоду учебы не предшествует работа в должности и учреждении, предусмотренном Списком N 1397;
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности учителя в средней школе-лицее *** не зачтены на основании Списков и Правил, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463.
Согласно данному решению стаж работы истца в связи с осуществлением педагогической деятельности для досрочного назначения пенсии составляет 17 лет 21 день.
Не согласившись с решением пенсионного органа М.Н.В. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просила признать незаконным решение ГУ УПФР в г.Барнауле от ДД.ММ.ГГ об отказе в досрочном назначении пенсии, возложить обязанность на пенсионный орган включить в стаж педагогической деятельности вышеуказанные периоды работы и обучения в педагогическом институте и на курсах повышения квалификации.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 11 ноября 2014 года с учетом определения этого же суда об исправлении описки от 15 января 2015 года исковые требования удовлетворены в части.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края (государственное учреждение) от 10.10.2013 N 87 п. 5.18 в части отказа М.Н.В. во включении периодов в специальный стаж.
На Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" возложена обязанность включить в специальный стаж работы М.Н.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы в Барнаульском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, периоды обучения в Барнаульском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
С Управления пенсионного фонда РФ в г.Барнауле в пользу М.Н.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая, что период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ библиотекарем не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку по представленным документам не подтверждается работа в библиотеке; период обучения в педагогическом институте не может быть засчитан в специальный стаж в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа работникам просвещения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, так как на день отмены данного постановления 01.10.1993 истцом не выработано 2/3 стажа в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В указанные 2/3 стажа может быть включена только работа в должностях, указанных в Постановлении N 1397, а не в каком-либо ином нормативном правовом акте, регулирующим впоследствии пенсионные правоотношения в связи с изменением законодательства; работа продолжительностью 2/3 стажа должна протекать в период действия данного постановления. Кроме того, периоду учебы истца не предшествует работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Постановлением N 1397.
Также ответчик полагает, что Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 не может применяться при разрешении данного спора, поскольку оно отменено с 01.10.1993 Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N953, и согласно указанному постановлению Правительства РФ входит в перечень решений Совета Министров СССР, которые не применяются на территории Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции истец М.Н.В. возражала против отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав истца М.Н.В., проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Реализация прав граждан на трудовые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 названного Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно записям в трудовой книжке М.Н.В. в спорные периоды следует, что ДД.ММ.ГГ истец принята на работу на должность библиотекаря в Барнаульский орден Трудового К. З. государственный Педагогический институт; ДД.ММ.ГГ уволена в связи с поступлением в институт; ДД.ММ.ГГ зачислена в число студентов отделения факультета иностранных языков Барнаульского ордена Трудового К. З. государственный Педагогический институт; ДД.ММ.ГГ предоставлен академический отпуск по состоянию здоровья; ДД.ММ.ГГ сделана запись о выходе истца из академического отпуска; ДД.ММ.ГГ отчислена из числа студентов в связи с окончанием института; ДД.ММ.ГГ принята учителем французского и английского языка в среднюю школу - лицей *** "адрес".
Данные периоды не были засчитаны пенсионным органом в педагогический стаж истца, что судом признано незаконным.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ).
В настоящее время порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей установлен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанным Списком и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии педагогическим работникам, не предусмотрено включение в специальный стаж работникам просвещения периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Не предусмотрено включение такого периода в специальный стаж и Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Между тем, пенсионное законодательство на территории Российской Федерации применяется с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, согласно которой нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
С учетом данной правовой позиции Верховным Судом РФ в постановлении от 11.12.2012 даны разъяснения о том, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В период обучения истца в педагогическом институте действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Согласно пунктам 2 и 4 вышеуказанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Указанный период засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, период обучения подлежит включению в специальный педагогический стаж при наличии одновременно двух условий: периоду обучения должна непосредственно предшествовать и за ним непосредственно следовать педагогическая деятельность; на момент обращения заявителя за назначением пенсии его специальный стаж должен составлять не менее 16 лет 8 месяцев.
Возражая против зачета в специальный стаж периода обучения истца, пенсионный орган указывает на необходимость выработки требуемых 2/3 специального стажа не на момент обращения заявителя за назначением пенсии, а на момент утраты силы Постановлением Совмина СССР N 1397, то есть по состоянию на 01.10.1993.
Данный вывод ответчика основан на неверном толковании материального закона.
Анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-П указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции РФ.
Таким образом, при решении вопроса о досрочном назначении пенсии по старости работникам здравоохранения и просвещения в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397, наличие требуемых 2/3 специального стажа необходимо устанавливать на момент обращения работника с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для назначения пенсии.
Из материалов дела следует, что на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии её педагогический стаж по расчету пенсионного органа составлял 17 лет 21 день, что превышает 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.
Другим необходимым условием для зачета периода обучения в педагогическом институте в специальный стаж является осуществление педагогической деятельности непосредственно до и после обучения.
Как следует из трудовой книжки М.Н.В., в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, предшествующий обучению, она работала в должности библиотекаря в Барнаульском государственном педагогическом институте. Факт работы истца в указанной должности подтвержден материалами дела.
Должность библиотекаря в библиотеке предусмотрена Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397.
Отказывая во включении в специальный стаж истца указанного периода работы, пенсионный орган ссылается на то, что документально не подтверждена работа истца в библиотеке.
Между тем, в соответствии с разъяснениями Минсоцобеспечения РСФСР в Инструктивном письме от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в срок выслуги работникам просвещения засчитывается время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности - в школьных, массовых, детских, в библиотеках предприятий, учреждений, организаций.
Как следует из архивной справки *** от ДД.ММ.ГГ и архивных выписок от ДД.ММ.ГГ N *** и N *** в структуру Барнаульского государственного педагогического института входила библиотека, административно-управленческий персонал библиотеки в спорный период состоял из 5 библиотекарей, к числу которых относилась истица.
Таким образом, период работы истца в должности библиотекаря в Барнаульском педагогическом институте обоснованно зачтен судом в специальный стаж М.Н.В. для досрочного назначения пенсии.
Доводы жалобы ответчика в данной части не основаны на вышеприведенных положениях закона.
Поскольку периоду обучения М.Н.В. непосредственно предшествовала работа в должности библиотекаря, которая зачтена судом в стаж педагогической деятельности, за ним непосредственно следовала работа в должности учителя французского и английского языка в средней школе, включенная пенсионным органом в специальный стаж, и на момент обращения в пенсионный орган истицей выработано 2/3 педагогического стажа, суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований для включения периода обучения в педагогическом институте в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Доводы ответчика о неприменении Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 при разрешении данного спора противоречит вышеизложенной позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 29.01.2004 N 2-П) о возможности исчисления специального стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности.
Решение суда в части включения в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации не обжалуется ответчиком.
Иных доводов, влияющих на законность решения, апелляционная жалоба не содержит. Оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 11 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.