Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.
судей Соболевой С.Л., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Кучинской Г. Г. к Управлению социальной защиты населения по "адрес", Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кучинская Г.Г. обратилась в суд к Управлению соцзащиты населения по "адрес", Главалтайсоцзащите с иском о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности, возложении обязанности предоставить истцу указанную меру социальной поддержки как педагогическому работнику, отработавшему не менее 10 лет в сельской местности и вышедшему на пенсию.
В обоснование заявленных требований Кучинская Г.Г. указала, что в период ДД.ММ.ГГ она работала "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГ. - "данные изъяты"", с ДД.ММ.ГГ. - "данные изъяты"". В период работы в последней должности истец получала меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогический работник. В настоящее время истец вышла на пенсию и имеет право на компенсацию расходов на отопление как педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности. Однако ответчики отказывают в предоставлении соответствующей меры социальной поддержки по причине недостаточности педагогического стажа в муниципальном или краевом государственном образовательном учреждении, а стаж работы в детских садах, принадлежащих совхозам, не может учитываться на основании Закона Алтайского края, предусматривающего данные меры поддержки. По мнению истца, данный отказ является незаконным, поскольку нормативные акты субъекта РФ не могут снижать объем мер социальной поддержки по сравнению с федеральным законодательством.
В ходе рассмотрения дела Кучинская Г.Г. отказалась от иска в части требований о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. В остальной части требования поддержала, просила признать за ней право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности, возложить обязанность предоставить ей соответствующую меру социальной поддержки с ДД.ММ.ГГ.
Определением Топчихинского районного суда от 12 декабря 2014 года производство по делу прекращено в части требований о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
Решением Топчихинского районного суда от 12 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены.
За Кучинской Г.Г. признано право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность предоставлять Кучинской Г.Г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности, с ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе ответчик Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, указывая на неправильное применение судом материального закона.
Так, федеральным законодательством об образовании право на получение компенсации предусмотрено только для работающих педагогов; на педагогических работников, вышедших на пенсию ФЗ "Об образовании в РФ" не распространяется, в связи с чем у суда отсутствовали основания для вывода о наличии у истца права на получение указанной меры поддержки, которая установлена на федеральном уровне и не подлежала снижению. Действующий в Алтайском крае порядок предоставления спорной меры социальной поддержки предусматривает право на компенсацию расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, при соблюдении обязательных условий: занятие педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности непосредственно перед выходом на пенсию, наличие стажа работы в указанных учреждениях не менее 10 лет, получение на момент выхода на пенсию соответствующей меры социальной поддержки. Предоставление компенсации педагогам, работавшим в иных образовательных учреждениях, действующим законодательством не предусмотрено. Однако это не было учтено судом при рассмотрении спора. Стаж работы истца в краевом или муниципальном образовательном учреждении составляет менее 10 лет, что не дает ей право на получение соответствующих мер социальной поддержки. Ссылки суда на постановление и распоряжение Совмина СССР 1971г. и 1984г., предусматривающие спорную меру социальной поддержки для вышедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, не обоснованы, поскольку данные акты не могут быть распространены на рассматриваемые меры социальной поддержки.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегий в отсутствие не явившихся лиц с учетом их надлежащего извещения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Кучинская Г.Г. является пенсионером с ДД.ММ.ГГ, до выхода на пенсию осуществляла педагогическую деятельность, проживала и работала в сельской местности более 10 лет. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала заведующей в детском саду совхоза " "данные изъяты"", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ воспитателем в детском саду совхоза " "данные изъяты"", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ воспитателем группы кратковременного пребывания в муниципальном общеобразовательном учреждении "данные изъяты"
Как следует из материалов дела в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Кучинской Г.Г, предоставлялись меры социальной поддержки, как педагогическому работнику, в виде компенсации расходов на электроэнергию и отопление.
По сведениям, представленным Управлением соцзащиты населения по "адрес", в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истица пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, в соответствии с Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99.
Кучинская Г.Г. обратилась в Управление социальной защиты населения по "адрес" с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности.
Решением Управления социальной защиты населения по "адрес" истцу отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки по причине недостаточности стажа педагогической работы в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, при этом стаж работы в детских садах, принадлежащих совхозам, не учтен как педагогический стаж, дающий право на льготы.
Разрешая спор и признавая за истцом право на компенсацию расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2013, образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных этим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно п.8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшим до 01.09.2013, образовательным признавалось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным учреждениям относятся и дошкольные.
Согласно статье 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" приведенная норма Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (статья 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ).
Во исполнение ст. 55 Закона РФ "Об образовании" принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановление Администрации Алтайского края от 07.12.2009 N 515 и от 29.02.2012 N 99).
Согласно названным правовым актам в Алтайском крае с 01.01.2005 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условий наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получения на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а с 01.01.2012 при указанных условиях только определенной категории педагогов-пенсионеров: занимавшимся непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью в государственных, краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.
В силу п.2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99, распространивших свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Между тем, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, предусмотрено действующим законодательством, а также закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (пункт первый обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 04.05.1971 N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности при наличии стажа работы не менее 10 лет).
В соответствии с п.23 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 24.05.1982 N 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" действие постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 и подпункта "б" пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 N 255 распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности.
Таким образом, заявительница, являясь пенсионером, ранее отработавшая не менее 10 лет педагогическим работником в сельской местности и получающая на момент выхода на пенсию спорную компенсацию, приобрела право на получение указанных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о том, что недопустимо принятие нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права граждан, что необходимо при правовом регулировании мер социальной поддержки соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, существующих прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо изменение льгот компенсационного характера будет иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. N 20-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 1 декабря 2005 г. N 521-О, от 2 апреля 2009 г. N 553-О-П).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит доводы жалобы основанными на неправильном толковании закона. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 12 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.