Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алейская центральная районная больница" на решение Алейского городского суда Алтайского края от 29 октября 2014 года
по делу по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах Белевцевой Н. А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Алейская центральная районная больница" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белевцева Н.А. работает в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Алейская центральная районная больница" в поликлинике "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГ Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Белевцевой Н.А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Алейская центральная районная больница" (далее - КГБУЗ "Алейская ЦРБ") о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.
В обоснование требований процессуальный истец указал, что по заявлению Белевцевой Н.А. проведена проверка в КГБУЗ "Алейская ЦРБ", по результатам которой выявлены нарушения законодательства при начислении и выплате заработной платы, которая в силу ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГ в сумме "данные изъяты" руб. в месяц.
При начислении и выплате заработной платы работникам, в том числе Белевцевой Н.А., размер районного коэффициента включается в минимальный размер оплаты труда, что существенным образом нарушает права работника на получение заработной платы в полном размере.
В связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ заработная плата работникам КГБУЗ "Алейская ЦРБ" должна быть начислена в размере не менее "данные изъяты" руб. в месяц ( "данные изъяты" руб.- минимальный размер оплаты труда + "данные изъяты" руб.- районный коэффициент 1.2).
В уточненном иске прокурор указал, что действия работодателя по установлению работнику районного коэффициента в размере 20% являются незаконными, так как данная компенсационная выплата на территории г.Алейска законом определена в размере 25%.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать КГБУЗ "Алейская ЦРБ" установить Белевцевой Н.А. с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента; обязать ответчика установить Белевцевой Н.А. с ДД.ММ.ГГ районный коэффициент в размере 25%; обязать ответчика произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГ по день вынесения решения заработной платы Белевцевой Н.А. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 29 октября 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд постановил обязать КГБУЗ "Алейская ЦРБ" установить Белевцевой Н.А. с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента.
Обязать КГБУЗ "Алейская ЦРБ" установить Белевцевой Н.А. с ДД.ММ.ГГ районный коэффициент в размере 1,25.
Обязать КГБУЗ "Алейская ЦРБ" произвести Белевцевой Н.А. перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГ путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
В апелляционной жалобе ответчик КГБУЗ "Алейская ЦРБ" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.
Жалоба мотивирована тем, что КГБУЗ "Алейская ЦРБ" является некоммерческой организацией, которая в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами, принятыми краевой администрацией, в частности Отраслевым положением об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2011 N607, на основании которого КГБУЗ "Алейская ЦРБ" разработано Положение об оплате труда работников учреждения, которым определена обоснованная дифференциация оплаты труда всех категорий работников, с учетом условий труда. Названное Положение предусматривает доплату за работу в особых климатических условиях.
С учетом установленной системы оплаты труда, при начислении заработной платы Белевцевой Н.А ... производится доплата до минимального размера оплаты труда за работу в особых климатических условиях, применяется коэффициент в размере 1,2. После всех начислений, размер оплаты труда истцу составляет не менее МРОТ. В связи с тем, что доплата до МРОТ не является оплатой за труд работника, дополнительное применение районного коэффициента не допускается. Кроме того, Федеральный закон от 19.06.2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" не предусматривает применение районного коэффициента к МРОТ.
Ответчик полагает, что Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем, установленный на территории г.Алейска районный коэффициент в размере 1,2 нельзя считать коэффициентом применяемым за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а требования закона о начислении районного коэффициента к заработной плате, размер которой не может быть ниже МРОТ, не распространяются на спорные правоотношения. Кроме того, в принятом решении суд неверно трактовал положения Постановления Правительства РФ N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", поскольку данным нормативным актом определено, что расходы на выплату повышенного районного коэффициента осуществляется за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет бюджета Алтайского края. Однако администрацией Алтайского края нормативный правовой акт о повышении районного коэффициента не принят. Указанное Постановление Правительства РФ противоречит постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237, в приложении к которому установлены размеры коэффициентов, а также районы, в которых они применяются. Согласно п.8 Приложения для г. Алейска районный коэффициент составляет 1,2.
Процессуальный истец прокурор Мищенко Е.Ю. просила решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом положений ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Разрешая спор, суд установил, что Белевцева Н.А. с ДД.ММ.ГГ и по настоящее время работает в поликлинике КГБУЗ "Алейская ЦРБ" (ранее - МУЗ "Алейская ЦРБ") "данные изъяты".
Судом установлено, что начисление заработной платы истцу производилось с учетом надбавок и доплат, в том числе районного коэффициента (20%). При начислении заработной платы районный коэффициент был исчислен на сумму менее установленного минимального размера оплаты труда, то есть применялся до доведения заработной платы до МРОТ, а не после, что стороной ответчика не оспаривалось.
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По правилам ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В силу ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, доводы жалобы ответчика в этой части не влияют на законность решения, а имеющиеся системы оплаты труда, в свою очередь, не должны противоречить действующему законодательству и нарушать права работников.
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. Нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, в силу положений ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Согласно совместному Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС N 325/24 от 17.08.1971, размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р размер районного коэффициента повышен с 1,15 до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе в городе краевого подчинения - г. Алейск, в связи с тяжелыми климатическими условиями.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 расходы на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент за работу в указанном районе.
Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 установлен в сумме 5 554 руб. в месяц.
При таких обстоятельствах, при правильном исчислении заработная плата истца с учетом начисления районного коэффициента 1,25 не могла быть ниже "данные изъяты"
Однако из представленных суду документов следует, что истцу фактически начислена и выплачена меньшая сумма.
Установив по делу, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы в спорный период без учета районного коэффициента был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о допущенных КГБУЗ "Алейская ЦРБ" нарушениях трудовых прав Белевцевой Н.А. при выплате ей заработной платы с ДД.ММ.ГГ.
Доводы, изложенные в жалобе, подлежат отклонению, поскольку свидетельствуют об ошибочном понимании ответчиком положений трудового законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Указание ответчиком в жалобе на невозможность применения районного коэффициента к доплате до МРОТ не основано на нормах действующего законодательства, поскольку природа компенсационных выплат в виде районного коэффициента направлена на соблюдение интересов и прав работника, а МРОТ по своей сути является частью указанной системы по соблюдению трудовых прав, гарантированных государством и выплата заработной платы в размере не менее МРОТ является гарантированным правом всех работников.
При таких обстоятельствах оснований согласиться с данными суждениями ответчика судебная коллегия не находит.
Ссылка в жалобе на то, что Алтайский край не является районом Крайнего Севера и приравненным к нему местностям, заслуживает внимания, однако не может являться основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Совета профессиональных союзов Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 17.08.1971 N 325/24 был утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, размер которого для Алтайского края установлен- 1,15.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате до 1,25, в том числе для г.Алейска Алтайского края, в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Таким образом, нормы указанного Постановления устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в Алтайском крае, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях, и не может включаться в состав заработной платы, равный минимальному размеру оплаты труда, а должен начисляется сверх указанного размера заработной платы.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N1631 в силу ст.423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит применению как не противоречащее Кодексу, в связи с чем принятие органом исполнительной власти Алтайского края отдельного нормативного правового акта о повышении районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края не требуется.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы о том, что Алтайский край не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в связи с чем правила об оплате труда в повышенном размере в данном случае не применимы, на законность принятого решения не влияют.
Довод жалобы ответчика о том, что положения Правительства РФ от 27.12.1997 N1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" противоречит Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N1237, в приложении к которому установлены размеры коэффициентов и районы, в которых они применяются, в частности для г.Алейска- 1,2, основан на ошибочном толковании норма материального права. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1237 установлены размеры коэффициентов для расчета денежного довольствия военнослужащих, поэтому к спорным правоотношениям оно не применимо.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, нормы закона, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 29 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алейская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.