Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Блинова В.А., Храмцовой В.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чертовой Т. А. на решение Чарышского районного суда Алтайского края от 11 ноября 2014 года по делу
по иску Чертова А. И., Чертовой Т. А., действующей в интересах себя и несовершеннолетнего сына Чертова И. А., Анохина А. В., Анохиной М. Б. действующей в интересах себя и несовершеннолетней дочери Анохиной А. А., Фроловой О. М., Фролова Е. ОлЕ. к администрациям Чарышского района и Чарышского сельсовета Чарышского района Алтайского края о признании нуждающимися в получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества и подлежащими включению в списки на оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чертов А.И., Чертова Т.А., действующая в интересах себя и несовершеннолетнего сына Чертова И.А., Анохин А.В., Анохина М.Б., действующая в интересах себя и несовершеннолетней дочери Анохиной А.А., Фролова О.М. и Фролова Е.О. обратились в суд с иском к администрации Чарышского сельсовета Чарышского района Алтайского края, администрации Чарышского района Алтайского края о признании нуждающимися в получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Чарышского района Алтайского края - наводнения в мае-июне 2014 года и подлежащими включению в соответствующие списки, возложении обязанности на администрацию Чарышского сельсовета и администрацию Чарышского района Алтайского края включить их в список на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, исключив их из списков на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, взыскании судебных расходов по оплате услуг по подготовке искового заявления.
В обоснование иска указали, в мае-июне 2014 года на территории Чарышского района Алтайского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, что подтверждается постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***. В результате наводнения их жилой дом был затоплен, имущество, находящиеся в доме, в том числе имущество первой необходимости пришло в негодность: насосная станция электрическая, две деревянных кровати, два дивана, софа детская, три холодильника, две морозильных камеры, стиральная машина-автомат, электрическая стиральная машина, стол-книжка, тумбочка для телевизора, стол кухонный, два стола от гарнитура, мебель - стенка, принтер, процессор от персонального компьютера, стол журнальный, два кресла, палас, дорожки, одеяла, три подушки, шторы и тюль, посуда, личные вещи, обувь, постельные принадлежности, газовая плита, электроплита. Обращение в администрацию Чарышского сельсовета с заявлением о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости к положительному результату не привело, им было отказано в связи с тем, что они относятся к категории лиц на возмещение частичного ущерба.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Чертова Т.А. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Истцы Чертов А.И., Чертов И.А., Анохин А.В., Анохина М.Б., Анохина А.А., Фролова О.М., Фролов Е.О., извещенные надлежаще, не явились. Чертов А.И., Фролов Е.О., Фролова О.М., Анохина М.Б. просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представители ответчиков - администрации Чарышского сельсовета Чарышского района, Управления социальной защиты населения по Чарышскому району в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель третьего лица администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица Главалтайсоцзащиты в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на иск просит оставить требования истцов без удовлетворения, поскольку согласно письму МЧС России от 09.06.2014 N 43-2578-7 к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в который входят: посуда хозяйственная (тарелки, стаканы, чашки, кастрюли, сковорода, чайник), приборы столовые и принадлежности кухонные, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, настольная лампа, настенные часы, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, стол обеденный, стол рабочий, стулья, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь); из текста искового заявления следует, что все имущество из вышеперечисленного списка истцами не утрачено. Телевизор в качестве утраченных не указан нигде. Если перечисленное имущество утрачено не в полном объеме и хотя бы часть его пригодна для дальнейшего использования, имущество считается утраченным частично. Иное имущество, не являющееся имуществом первой необходимости (ковер, личные вещи, одеяла, подушки) и при вынесении решения межведомственной комиссией не учитывается. Истцу выплачена материальная помощь в размере 10 000 руб. на жилое помещение, а также единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб. на человека за счет федеральных средств, финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере "данные изъяты" руб. на человека.
Решением Чарышского районного суда Алтайского края от 11.11.2014 в удовлетворении заявленных требований Чертова А.И., Чертовой Т.А., Чертова И.А., Анохина А.В., Анохиной М.Б., Анохиной А.А., Фроловой О.М. и Фролова Е.О. отказано.
В апелляционной жалобе истец Чертова Т.А. просит решение отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что истцы были вынуждены обратиться в суд, поскольку были не согласны с решением комиссии о частичном ущербе имуществу в связи с наводнением. По многочисленным жалобам граждан составлялись дополнительные списки лиц, пострадавших от наводнения, которые передавались в администрацию Чарышского сельсовета для рассмотрения и признания полного ущерба имуществу. Опись утраченного имущества была составлена ими и передана в администрацию. Поскольку их дом находился в зоне основного затопления, они надеялись, что окажутся в дополнительных списках, позднее оказалось, что их в дополнительных списках нет. Судом не дана оценка пояснениям Чертовой Т.А. Дело рассмотрено в отсутствие всех ответчиков, что не позволило полно и объективно исследовать материалы дела и вынести законное, обоснованное и справедливое решение.
В судебное заседание апелляционной инстанции явилась истец Чертова Т.А. и поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Выслушав пояснения истца Чертовой Т.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ст. 18 Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Согласно пп. "л" п. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с пп. "г, д" п. 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно ст. 29 Закона Алтайского края от 17.03.1997 N 15-ЗС финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством Алтайского края; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в зависимости от характера чрезвычайные ситуации разделены на виды, к чрезвычайным ситуациям регионального характера относятся чрезвычайные ситуации, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 N 270 "Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года" утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 указанного Порядка, получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации.
В силу п.п. 2.5, 2.6 Порядка, финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется: за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека; за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека. Основаниями для предоставления финансовой помощи в связи с утратой имущества являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации; акты обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2.8 Порядка межведомственные комиссии организуют составление актов обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Акты обследования подписываются членами комиссии и гражданами, постоянно проживающими в жилых помещениях, попавших в зону затопления; согласовываются с руководителями территориальных подразделений МЧС России, функционирующих в городских округах (муниципальных районах), или их заместителями; утверждаются руководителями органов местного самоуправления или их заместителями.
На основании п. 2.7 Порядка списки граждан, указанные в том числе в п. 2.6 настоящего Порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцы на момент затопления постоянно проживали по адресу: "адрес".
Постановлением администрации Алтайского края от 29.05.2014 N 254 "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" введен режим чрезвычайной ситуации, в том числе на территории Чарышского района Алтайского края.
В результате паводка, произошедшего на территории Чарышского района ДД.ММ.ГГ дом, в котором проживают истцы, попал в зону затопления. Указанное обстоятельство не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В акте обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГ, расположенного по адресу: "адрес", поврежденного в результате паводка, отражено: подтопление снаружи дома до "данные изъяты" см; подтопление внутри частично до "данные изъяты" см; затопление плодородного слоя; хозпостройки, баня в воде; смыло курятник, туалет; затонули "данные изъяты" кур; смыло пиломатериал "данные изъяты" м?, брус "данные изъяты" кругляк "данные изъяты" м?; снесено ограждение. Данный акт подписан истцом Чертовым А.И., комиссией в составе: председателя комиссии - заместителя главы администрации Чарышского сельсовета Переверзевой В.Г., членов комиссии - Сорокиной Л.Я., Прониным В.Н., Алейниковой Л.Н., Фроловой В.Г., Зайцевой М.А., Половинкиной О.П. и утвержден главой администрации Чарышского сельсовета Чарышского района Алтайского края (л.д.14).
Подписывая указанный акт, Чертов А.И. не дополнил его перечнем иного имущества, которое было повреждено в результате паводка, не выразил своего несогласия с составленным актом.
По сведениям Главалтайсоцзащиты истцам выплачены единовременная материальная помощь в размере "данные изъяты" руб. на каждого члена семьи, материальная помощь в размере "данные изъяты" руб. на жилое помещение, финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества в размере "данные изъяты" руб. на каждого члена семьи.
Показания свидетелей Корболиной Т.И., Останиной Р.К., Козлятиной В.Н., Козлятина А.Е., допрошенных судом первой инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат акту обследования от ДД.ММ.ГГ, которым установлена частичная утрата поврежденного имущества первой необходимости.
Довод жалобы о том, что имелись основания для признания истцов нуждающимися в получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, не может быть принят во внимание.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями (глава 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", утвержденных МЧС России 03.10.2014 N2-4-87-24-7).
Обращаясь в суд с иском и при рассмотрении дела истцы в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представили бесспорных доказательств, подтверждающих, что принадлежавшее им имущество первой необходимости, перечень которого рекомендован к использованию письмом МЧС России от 09.06.2014 N 43-2578-7, было утрачено в полном объеме.
Довод жалобы о том, что дело рассмотрено в отсутствие всех ответчиков, что не позволило полно и объективно исследовать материалы дела и вынести законное, обоснованное и справедливое решение, не является безусловным основанием для отмены решения.
Как усматривается из материалов дела, судом первой инстанции соблюдены требования о надлежащем ответчиков, которые по своему усмотрению не воспользовались правом на участие в судебном заседании суда первой инстанции.
С доводом жалобы о том, что судом первой инстанции не дана оценка показаниям Чертовой Т.А., судебная коллегия не может согласиться, поскольку он направлен на переоценку доказательств, при отсутствии к тому оснований.
Иные доводы жалобы в данном случае не имеют правового значения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чарышского районного суда Алтайского края от 11 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чертовой Т. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.