Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на возмещение предприятиям внутреннего водного транспорта затрат на уплату процентов по долгосрочному банковскому кредиту, не вошедших в утверждаемые тарифы на транспортные услуги, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 04.04.2011 N 137,
УСТАНОВИЛ:
04 апреля 2011 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 137 "Об утверждении Порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на возмещение предприятиям внутреннего водного транспорта затрат на уплату процентов по долгосрочному банковскому кредиту, не вошедших в утверждаемые тарифы на транспортные услуги" (далее - Порядок), опубликованное в печатных изданиях " ... ", N ... , 09.04.2011, " ... ", N ... , 21.05.2011.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим названного Порядка в части отсутствия в нормативном правовом акте обязательных положений, предусматривающих порядок возврата субсидий при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, а также об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Саха (Якутия) Умеренко Ю.С., действующая на основании доверенности от 13.01.2015 г. N ... , заявила об устранении выявленных противоречий путем издания Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2015 года N 20 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.04.2011 N 137 "Об утверждении Порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на возмещение предприятиям внутреннего водного транспорта затрат на уплату процентов по долгосрочному банковскому кредиту, не вошедших в утверждаемые тарифы на транспортные услуги", в связи с чем просит прекратить производство по делу.
Прокурор Щербакова А.В. не возражает против прекращения производства по данному делу в связи с устранением заинтересованным лицом выявленных противоречий федеральному законодательству
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.04.2011 N 137 был утвержден Порядок предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на возмещение предприятиям внутреннего водного транспорта затрат на уплату процентов по долгосрочному банковскому кредиту, не вошедших в утверждаемые тарифы на транспортные услуги.
Данный нормативный правовой акт не содержал положений, предусматривающих порядок возврата субсидий при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, а также об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Из содержания Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2015 года N 20 усматривается, что вышеназванный Порядок изложен в новой редакции.
Согласно абзацу 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, не затрагиваются права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная позиция изложена в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" согласно которой "недействующий нормативный правовой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Поскольку до рассмотрения заявления о пресечении судом действия отдельных положений нормативного правового акта последние утратили силу в связи с изложением нормативного правового акта в части в иной редакции, у суда имеются основания для прекращения производства по делу по правилам статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае нарушения прав и законных интересов в период действия утратившего силу нормативного правового акта заинтересованные лица могут обратиться в суд с соответствующим иском с соблюдением правил подсудности.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 220, пунктом 1 части 1 статьи 134, статьями 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по делу по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на возмещение предприятиям внутреннего водного транспорта затрат на уплату процентов по долгосрочному банковскому кредиту, не вошедших в утверждаемые тарифы на транспортные услуги, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 04.04.2011 N 137.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья Л.А.Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.