Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.
судей Михеева С.Н.
Антипенко А.А.
при секретаре Фофоновой А.Ю.
с участием прокурора Камратовой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 13 января 2015 года гражданское дело по иску прокурора Агинского района в интересах Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края к Цыбикжапову А.Р. о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе ответчика Цыбикжапова А.Р.,
на решение Агинского районного суда Забайкальского края от 10 сентября 2014 года, которым постановлено иск прокурора Агинского района в интересах Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края к Цыбикжапову А.Р. о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Цыбикжапова А.Р. в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края денежные средства в размере "данные изъяты" руб.
Взыскать с Цыбикжапова А.Р. государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Михеева С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Агинского района Забайкальского края, действующий в интересах Забайкальского края, обратился в суд с названным иском (л.д. 1-4), ссылаясь на следующие обстоятельства.
В 2012 году Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края (далее - министерство) в рамках реализации целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 3 декабря 2002 года N 858, Цыбикжапову А.Р. предоставлена социальная выплата в размере "данные изъяты" руб. на улучшение жилищных условий.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что указанная выплата предоставлена ответчику незаконно в связи с тем, что им не были соблюдены установленные законом требования для получения этой выплаты условий, а именно, Цыбикжапов А.Р. не подтвердил постоянное проживание в сельской местности и наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, а также не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Поскольку незаконным получением Цыбикжаповым А.Р. социальной выплаты бюджету Забайкальского края причинен ущерб в размере "данные изъяты" руб., просил взыскать с него указанную сумму.
Определением суда от 7 августа 2014 года (л.д. 41) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района "Агинский район" (далее - администрация).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 82-83).
В апелляционной жалобе (л.д. 88-90) Цыбикжапов А.Р. просит об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Полагает, что его вина в незаконном получении социальной выплаты отсутствует, поскольку он был включен в программу Администрацией муниципального района "Агинский район", по информации, в которой он указал необходимые сведения.
Ответчик Цыбикжапов А.Р., третье лицо Администрация муниципального района "Агинский район" в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, своих представителей не направили, о месте и времени апелляционного рассмотрения извещены надлежаще.
Руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения процессуального истца- прокурора отдела Забайкальской краевой прокуратуры Камратовой А.Г. и представителя ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края Журавлевой Т.Г., просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социального развития села до 2013 года", включающая мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем ресурсоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
В Приложении N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
В приложении N 1 к названному Порядку, этим же Постановлением утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее -Типовое положение).
Настоящее Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (п.1).
В п.4 Типового положения указано, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п.9 настоящего Типового положения; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий 1 марта 2005г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.5).
Данные правовые нормы согласуются с ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ, и воспроизведены в пунктах 5,6 Порядка предоставления средств бюджета Забайкальского края на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного Постановления Правительства Забайкальского края от 22.05.2009г. N 212, действующего на момент включения Цыбикжапова А.Р. в список участников программы.
В п. 12 Типового положения также предусмотрено, что гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в п.4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условий с использованием социальной выплаты, предоставляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению 2 с приложением документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (подп. "д").
Таким образом, приведенные правовые нормы в качестве обязательного условия для предоставления гражданину социальной выплаты предусматривают признание такого гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления по месту его постоянного жительства. Заявление об участии в программе, как следует из п.12 Типового положения, гражданином подается также по месту постоянного жительства.
Следовательно, при обращении с заявлением в орган местного самоуправления о включении в состав участников федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013года", Цыбикжапов А.Р. обязан был представить решение о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, последний постоянно проживает в поселке городского типа- городского округа " "адрес"", не относящегося к сельской местности. Согласно выписке из ЕГРП ответчик имеет в собственности жилой дом площадью "данные изъяты" кв.м. в п. "адрес", а также иное недвижимое имущество в виде нежилого помещения, земельных участков.
Также суд правильно пришел к выводу о том, что Цыбикжапов А.Р. не представил подтверждение наличия у него собственных и (или) заемных средств в размере 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины ответчика во включении его в социальную программу, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку исковые требования связаны с возвратом денежных средств, полученных Цыбикжаповым А.Р. с нарушением действующих нормативных правил, в связи с чем действия органа власти, связанные с постановкой последнего на указанный учет, не освобождают ответчика от возврата незаконно полученных средств.
Фактические обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Агинского районного суда Забайкальского края от 10 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика- без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.