Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Я.Калимуллина,
судей Г.А.Сахиповой, А.И.Мирсаяпова,
при секретаре Ю.Н.Шигаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционным жалобам Г.Г.Зиятдиновой и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе Республики Татарстан на решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 15 октября 2014 года, которым постановлено: иск удовлетворить частично.
Решение Управления Пенсионного фонда РФ в Балтасинском районе РТ в части не включения в специальный стаж Г.Г.Зиятдиновой периодов работы в должности воспитателя - музыкального работника, обучения в педагогическом учебном заведении признать незаконным.
Включить в специальный трудовой стаж Г.Г.Зиятдиновой следующие периоды: с 23 октября 1982 года по 26 августа 1983 года работа в должности воспитателя - музыкального работника в Тюнтерском детском саду Балтасинского района и с 01 сентября 1983 года по 28 июня 1985 года обучения в педагогическом учебном заведении.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Г.Г.Зиятдиновой и ее представителя И.Д.Родченкова, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе Республики Татарстан - Ф.Ф.Мухаметзянова, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.Г.Зиятдинова обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование требований указывается, что решением ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано. При этом, в специальный стаж не были включены периоды работы в должности воспитателя - музыканта с 23 октября 1982 года по 26 августа 1983 года, учебы в педагогическом учебном заведении г. Казани с 01 сентября 1983 года по 28 июня 1985 года, а также период работы воспитателем в Тюнтерском детском саду с 01 апреля 2001 года по 31 марта 2012 года.
Полагая данный отказ незаконным, истица просила суд признать за ней право на досрочную пенсию, включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе стороны, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просят его отменить как незаконное и необоснованное.
Истица указывает на отсутствие оснований для не включения периода ее работы в должности воспитателя в Тюнтерском детском саду с 1 апреля 2001 года по 31 марта 2012 года, поскольку данный период включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. При этом работа может быть засчитана без занятия штатной должности.
Ответчик указывает, что не имелось оснований для включения в специальный стаж истицы периодов ее работы в должности воспитателя - музыканта с 23 октября 1982 года по 26 августа 1983 года, учеба в педагогическом учебном заведении г. Казани с 01 сентября 1983 года по 28 июня 1985 года. Ссылается на то, что наименование должности воспитателя-музыканта Списком должностей не предусмотрено. Следовательно, непосредственно следующий после периода работы в указанной должности период учебы также не может быть включен в специальный стаж.
В судебном заседании стороны доводы своих апелляционных жалоб поддержали, в удовлетворении апелляционных жалоб друг друга просили отказать.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом первой инстанции установлено, что решением ответчика от 25 июля 2012 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, из которого были исключены периоды работы истицы в должности воспитателя - музыканта с 23 октября 1982 года по 26 августа 1983 года, учебы в педагогическом учебном заведении г. Казани с 01 сентября 1983 года по 28 июня 1985 года, а также период работы воспитателем в Тюнтерском детском саду с 01 апреля 2001 года по 31 марта 2012 года.
Удовлетворяя исковые требования о включении в льготный стаж периода работы в должности воспитателя - музыканта с 23 октября 1982 года по 26 августа 1983 года, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обоснованности иска, исходя из действовавшего на период осуществления истцом трудовой деятельности законодательства, а также доказательств, имеющихся в материалах дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены наименования должностей "воспитатель", "музыкальный руководитель", "учитель" и наименования учреждений "общеобразовательные школы всех наименований", "детские сады всех наименований", "ясли-сад", как должности и учреждения, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" поименована должность воспитателя, а также руководителя-воспитателя детского сада.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного, вышеуказанным постановлением, предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения.
Согласно Разъяснениям "О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденным Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 года N 662, по указанному Перечню пенсии следует назначать в учебных и детских учреждениях, в том числе музыкальным работникам как руководителям-воспитателям и воспитателям.
Судом установлено, что характер трудовой деятельности Г.Г.Зиятдиновой подчинен целям и задачам педагогики и образования, что является юридически значимым обстоятельством для назначения ей пенсии ранее установленного возраста.
При таких обстоятельствах, выводы районного суда о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж периода работы истицы в должности воспитателя- музыканта детского сада являются законными, а доводы жалобы в этой части несостоятельными.
В соответствии с пунктом 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, пункт 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Порядка учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы, одним из которых является время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах, а также в партийных, советско-партийных и профсоюзных школах, приравненных к высшим, средним специальным учебным заведениям и учительским институтам.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истицей требования в данной части, суд первой инстанции исходил из пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, и сделал обоснованный вывод о включении в специальный стаж истицы периодов обучения с 01 сентября 1983 года по 28 июня 1985 года.
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном толковании закона и исследованных судом доказательствах.
Отказывая в удовлетворении иска в части требований о включении в специальный стаж периода воспитателем в Тюнтерском детском саду с 01 апреля 2001 года по 31 марта 2012 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Г.Г. Зиятдинова в указанной должности работала на неполную ставку
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью руководствуются Списками должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
В силу пункта 4 вышеназванных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 сентября 2000 года засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных данных Правилами.
Таким образом, по общему порядку в соответствии с пунктом 4 названных Правил работа, за периоды начиная с 01 сентября 2000 года, включается в педагогический стаж только при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Если указанная норма рабочего времени не соблюдалась (то есть работа выполнялась в режиме неполного рабочего времени), период такой работы в педагогический стаж не включается.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 01 апреля 2001 года по 31 марта 2012 года работала воспитателем в Тюнтерском детском саду на ставке, составляющей менее 1.00 ставки.
Довод апелляционной жалобы истицы о том, что в этот период она работала в сельской местности, в связи с чем, период работы должен быть включен в специальный стаж независимо от выработки полной ставки, судебной коллегией подлежат отклонению, поскольку данные положения пенсионного законодательства регулируют деятельность педагогов в сельских школах.
С учетом приведенных норм трудового и пенсионного законодательства и установленных судом обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на дату обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации у истицы не имелся необходимый специальный стаж для назначения досрочной пенсии и постановил правильное решение, которым в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии отказал.
Судом были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права допущено не было, в виду чего решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 15 октября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Г.Г.Зиятдиновой и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.