Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Сазоновой В.Г. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Мехтиеве В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 11 ноября 2014 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Обязать Кабинет Министров Республики Татарстан вне очереди предоставить ФИО1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 33,0 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в населенном пункте г.Казань, с учетом права на дополнительную площадь не более 33,0 кв.м.
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани от гражданско-правовой ответственности освободить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Исмагилову О.В. и ее представителя Гайфуллину Э.Э., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исмагилова О.В. в интересах Исмагиловой М.Р. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - ИК МО г.Казани) о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что 02 марта 2007 года у истца родилась дочь ФИО1., которая является ребенком - инвалидом, состоит на учете в ГAУ3 "Республиканской клинической психиатрической больница им. Ак. Бехтерева МЗ РТ". В силу своего заболевания она нуждается в постоянном постороннем уходе, что подтверждается справкой Бюро N18 ФКУ "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республики Татарстан" N 33 от 18 февраля 2014 года. ФИО1 страдает серьезным психическим заболеванием, выражающемся в регулярных приступах самоагрессии, истерии, непонимании обращенной речи, не может себя обслуживать без посторонней помощи. 17 сентября 2013 года распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета города Казани ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истцу было разъяснено, что жилое помещение по договору социального найма будет предоставлено в порядке очередности, установленной исходя из времени принятия на данный учет согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исмагилова О.В. просила действия ИК МО г. Казани по отказу в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма согласно пункту 4 части 1 статьи 51, пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признать незаконными.; обязать ИК МО г.Казани восстановить допущенное нарушение своего права, предоставив отдельную квартиру согласно нормам предоставления площади жилых помещений по договору социального найма в пределах Московского, Авиастроительного, Ново-Савиновского районов города Казани.
Судом в качестве соответчика был привлечен Кабинет Министров Республики Татарстан (далее - КМ РТ), в качестве третьих лиц - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - МТЗ и СЗ РТ), муниципальное казенное учреждение "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее по тексту - МКУ "УЖП ИК МО г.Казани").
Исмагилова О.В. в суде иск поддержала.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан - Верхова И.А. в суде иск не признала.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и МКУ "УЖП ИК МО г.Казани" - Хабибуллин Б.Ф. в суде иск не признал.
Представитель МТЗ и СЗ РТ - Верхова И.А. в суде иск не признала.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Кабинета Министров Республики Татарстан просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что жилищное законодательство Российской Федерации не возлагает на субъекты Российской Федерации обязанности по предоставлению инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года, жилых помещений по договору социального найма из жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Такая обязанность возложена Жилищным кодексом Российской Федерации на органы местного самоуправления. В жалобе также отмечается, что федеральный и региональный уровни государственной власти самостоятельно определяют категории граждан, которым предоставляется жильё по договорам социального найма. Кроме того, заявитель указывает, что законодатель, в целях обеспечения жильём лиц, нуждающихся в специальной защите, предусмотрел предоставление им специализированных жилых помещений (глава 9, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации) по договорам безвозмездного пользования (статья 109 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Представители ИК МО города Казани, отдела по опеке и попечительству МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО города Казани", МКУ "УЖП ИК МО города Казани", Кабинета Министров Республики Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены, сведений о причинах неявки не сообщили. Кабинет Министров Республики Татарстан и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан направили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для их участия в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утверждён Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Как следует из материалов дела, Исмагилова О.В. имеет дочь ФИО1, 02 марта 2007 года рождения. Они зарегистрированы и проживают в жилом помещении общей площадью 43,9 кв.м., по адресу: "адрес". В данной квартире кроме них зарегистрировано и проживает два человека.
ФИО1 состоит на учёте в ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Ак. В.М. Бехтерева МЗ РТ" с диагнозом "данные изъяты", является ребенком-инвалидом.
Согласно справке ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Ак. В.М. Бехтерева МЗ РТ" данное заболевание подпадает под действие п.3 Перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и п. 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
17 сентября 2013 года на основании распоряжения N 960р Главы администрации Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани ФИО1 включена во внеочередной список граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
Решением Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 года N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере - 33 кв. м. - для одиноко проживающего гражданина.
До настоящего времени семья Исмагиловой О.В., имеющая ребенка-инвалида ФИО1, не обеспечена жилым помещением, чем нарушены их права на внеочередное получение жилого помещения.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска, суд исходил из того, что исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению. Поскольку до настоящего времени порядок предоставления жилых помещений нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов законодательством Республики Татарстан не установлен, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что обязанность по предоставлению истице жилого помещения подлежит возложению на Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан, как на исполнительный и распорядительный орган государственной власти Республики Татарстан.
При этом Исполнительный комитет муниципального образования города Казани является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку данный орган местного самоуправления не наделён государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных специальным перечнем, вставших на учёт нуждающихся в жилых помещениях после
01 января 2005 года, не являющихся малоимущими.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вопросы обеспечения граждан - инвалидов жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления, признаются судебной коллегией несостоятельными.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно положениям статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание нуждающегося в жилом помещении гражданина малоимущим.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, семья ребенка-инвалида ФИО1 в установленном законом порядке малоимущей не признана.
При указанных обстоятельствах, обязанность по предоставлению ей жилого помещения не может быть возложена на органы местного самоуправления, поскольку Исполнительный комитет муниципального образования города Казани полномочиями, по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, не наделён.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться, в том числе, имущество, необходимое для социального и медицинского обеспечения инвалидов.
Таким образом, принимая во внимание, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов возложено законодателем на государство, с учётом определённой Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что в целях реализации прав инвалидов, предусмотренных положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязанность по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильём инвалидов происходит путём предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда, противоречит положениям пункта 4 части 1 статьи 51, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающих, что жилые помещения указанной категории граждан предоставляются по договорам социального найма.
Иные доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного акта, поскольку не имеют правового значения и не опровергают выводы суда, на которых основано принятое решение.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 11 ноября 2014 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.