Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.А.Саитгараевой,
судей Э.И.Садыковой, Р.А.Фахрутдиновой,
при секретаре судебного заседания Е.А.Рыбушкиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.А.Саитгараевой гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 11 ноября 2014 года, которым исковое заявление Шуманевой А.И. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании задолженности по ежемесячным компенсациям удовлетворено частично, постановлено:
взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета в пользу Шуманевой А.И. 75 588,90 руб. в счет задолженности по компенсации на возмещение вреда здоровью за период с 01 марта 2013 года по 31 октября 2014 года, 14 460,50 руб. - в счет задолженности по компенсации на питание за период с 01 марта 2013 года по 31 октября 2014 года.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя А.И.Шуманевой - Д.Я.Пантелеевой, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.И.Шуманева обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании с ответчика задолженности по ежемесячным компенсациям на возмещение вреда здоровью в размере 164 923,04 руб. и компенсациям на питание в размере 25 276,66 руб. за период с 06 февраля 2013 года по 31 октября 2014 года.
В обоснование иска указала, что является супругой ФИО1 - инвалида, ветерана подразделения особого риска, приравненного к инвалидам-участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 06 февраля 2013 года ФИО1 умер. После смерти супруга у нее возникло право на получение ежемесячных компенсаций на возмещение вреда здоровью в размере 1/2 от получаемых супругом и на получение ежемесячной компенсации на питание.
Решением Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 16 августа 2013 года установлен факт нахождения истицы на иждивении супруга.
Истица обратилась в отделение социальной защиты, представив свидетельство о смерти супруга, но ей были начислены ежемесячные денежные выплаты в размере 361 руб. до 30 ноября 2013 года. В назначении ежемесячных компенсаций на возмещение вреда здоровью и на питание с 01 декабря 2013 года ей отказано.
Полагая данный отказ незаконным, истица просила взыскать с ответчика задолженность по ежемесячным компенсациям на возмещение вреда здоровью в размере 164 923 руб. 04 коп. и компенсации на питание в размере 25276 руб. 66 коп. за период с 06 февраля 2013 года по 31 октября 2014 года.
В суде первой инстанции представитель истицы поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и представитель третьего лица -Министерства финансов России в судебное заседание не явились.
Суд исковые требования удовлетворил частично в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указано, что выплата ежемесячной компенсации на возмещение вреда, причиненного здоровью кормильца, семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, принимавших непосредственное участие в составе подразделений особого риска законом не предусмотрена. Министерство не является получателем средств федерального бюджета, лицевых счетов по учету средств федерального бюджета в Управлении федерального казначейства по Республике Татарстан не имеет, в связи с чем на Министерство в лице его территориального органа может быть возложена лишь обязанность в части формирования реестра или списков граждан и их ежемесячное представление соответственно в Федеральную службу по труду и занятости или в территориальный орган Федерального казначейства.
В суде апелляционной инстанции представитель истицы Д.Я.Пантелеева возражала против удовлетворения жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд апелляционной инстанции не явился, в апелляционной жалобе содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным Постановлением.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:
13) ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;
15) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5 000 рублей;
инвалидам II группы - 2 500 рублей;
инвалидам III группы - 1 000 рублей.
В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Как следует из материалов дела, супруг истицы - ФИО1, умерший 06 февраля 2013 года, являлся участником подразделения особого риска, получал при жизни ежемесячную компенсацию в счет возмещения вреда здоровью в размере 15 341 руб. 68 коп., ежемесячную компенсацию на питание в размере 3680 руб. 97 коп.
Вступившим в законную силу решением Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 16 августа 2013 года установлен факт нахождения А.И. Шуманевой на иждивении ФИО1.
Разрешая спор, суд исходил из факта нахождения истицы при жизни супруга, являвшегося инвалидом 2 группы, приравненным к инвалидам вследствие заболевания, полученного в результате участия в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, на его иждивении.
Задолженность по ежемесячным компенсациям судом определена исходя из их размеров, установленных Постановлениями Правительства России за каждый год, с учетом их индексации.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В силу пункта 25 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на получение ежемесячной денежной компенсации на возмещение вреда здоровью и компенсации на питание, предусмотренные частью 1 статьи 14 указанного Закона, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, приравненных к инвалидам-участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Факт нахождения истицы на иждивении умершего супруга установлен решением суда.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о том, что выплата ежемесячной компенсации на возмещение вреда, причиненного здоровью кормильца, семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, принимавших непосредственное участие в составе подразделений особого риска, законом не предусмотрена, несостоятельны и не могут явиться основанием для отмены решения суда. В данном случае истица находилась на иждивении супруга, на которого распространялись нормы вышеприведенного Закона, и данный факт установлен решением суда от 16 августа 2013 года.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда России N7 от 05 апреля 2005 года "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда России от 14 декабря 2000 года N35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем 3 пункта 15 части 1 статьи 14 базового Закона (в редакции ФЗ N122 от 22.08.2004 г.) являются органы социальной защиты населения, которые согласно ч.3 ст.125 ГПК РФ уполномочены выступать от имени Казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При таких обстоятельствах выводы суда о взыскании с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета в пользу истицы задолженности по компенсациям на возмещение вреда здоровью и на питание за период с 01 марта 2013 года по 31 октября 2014 года правомерны.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что на Министерство в лице его территориального органа может быть возложена лишь обязанность в части формирования реестра или списков граждан и их ежемесячное представление соответственно в Федеральную службу по труду и занятости или в территориальный орган Федерального казначейства, несостоятельны.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Приведенные положения указывают на то, что Российская Федерация как субъект гражданско-правовых и публичных отношений выступает в лице компетентного органа, каковым в данном случае является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, и именно на него в рамках делегированных полномочий возлагается обязанность не только производить компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, но и произвести единовременную выплату взысканной судом суммы задолженности.
Решение в части произведенных расчетов и установленных размеров задолженности по компенсациям ответчиком не оспаривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 11 ноября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.