Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей О.В. Вишневской и Д.М. Насретдиновой,
при секретаре судебного заседания А.А. Глейдман,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 21 ноября 2014 года, которым постановлено:
иск Закирова Р.Р. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании лицом, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне удовлетворить.
Признать Закирова Р.Р. лицом, подвергшимся радиационному воздействию с получением суммарной (накопительной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан включить Закирова Р.Р. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан совершить все предусмотренные законом необходимые действия по оформлению и направлению документов для выдачи Закирову Р.Р. удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившему суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Закиров Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее по тексту - ГУ МЧС по РТ) о признании лицом, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В обоснование своих требований истец указал, что родился "дата" в городе Семипалатинске, где проживал до декабря 1990 года. В этой связи в Республике Казахстан ему было выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Также НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан ему выдана справка N от 19 июля 2012 года, согласно которой истец проживал в городе Семипалатинске в зоне повышенного радиационного риска с апреля 1959 года по декабрь 1965 года, с января 1966 года по май 1978 года, с мая 1980 года по декабрь 1990 года, суммарная эффективная эквивалентная доза составляет 0.143 Зв (14.3 сЗВ). Однако на территории Российской Федерации в выдаче удостоверения, предоставляющего право на получение мер социальной поддержки ему отказано, так как город Семипалатинск не включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. По мнению истца, данный отказ является незаконным, в связи с чем он просил суд признать его лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения более 5 сЗВ (бэр), обязать ответчиков включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдать удостоверение единого образца.
Определением суда от 21 ноября 2014 года производство по делу в отношении ответчика ГУ МЧС по РТ прекращено в связи с отказом истца от требований к данному ответчику.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд не явился, в представленном суду отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что город Семипалатинск не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р (далее - Перечень). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Закиров Р.Р. родился "дата" в городе Семипалатинске.
С рождения и по декабрь 1990 года, за исключением некоторых периодов, истец проживал в городе Семипалатинске, имеет удостоверение, предоставляющее право на льготы в Республике Казахстан.
Согласно справке N от 19 июля 2012 года, выданной НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Закиров Р.Р. проживал в городе Семипалатинске Восточно-Казахстанской области в зоне повышенного радиационного риска с апреля 1959 года по декабрь 1965 года, с января 1966 года по май 1978 года, с мая 1980 года по декабрь 1990 года, его суммарная эффективная эквивалентная доза составляет 0,14 Зв (14.3 сЗВ).
Из справки N от 16 июля 2014 года Аппарата Акима города Семипалатинска следует, что в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне", граждане, выехавшие из зон радиационного риска, подпадающие под действие этого Закона и ныне проживающие за пределами Республики Казахстан, пользуются льготами согласно Указу Президента Российской Федерации N 2228 от 20 декабря 1993 года.
При обращении в Отдел социальной защиты Авиастроительного района города Казани по вопросу выдачи удостоверения, как пострадавшему от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Закирову Р.Р. было отказано со ссылкой на то, что город Семипалатинск не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку населенный пункт, в котором истец проживал, не указан в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, юридически значимым обстоятельством является получение истцом суммарной (накопительной) дозы облучения свыше 5 сЗВ (бэр).
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований являются несостоятельными и не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
Так, в многочисленных определениях (от 14 декабря 1999 года N197-О, от 4 декабря 2007 года N967-О-П и др.) Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что часть 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
Такое правотолкование имеет к тому же обоснованием правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о том, что основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией (постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N11-П).
При этом, Конституционный Суд Российской Федерации приходил к выводу о том, что вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Как следует из предоставленного Закировым Р.Р. в обоснование своих требований Цитогенетического исследования, проведенного ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" от 20 января 2014 года, у истца установлена эффективная доза облучения 0.18 Зв (18 Бэр).
С целью разрешения возникшего спора и определения нуждаемости истца в мерах социальной поддержки вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне судом первой инстанции была назначена экспертиза.
Заключением экспертов N 181м/07/14 Научно-исследовательского института судебной экспертизы "СТЭЛС" от 27 октября 2014 года установлено, что истец подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне в период проживания с апреля 1959 года по декабрь 1965 года, с января 1966 года по май 1978 года, с мая 1980 года по декабрь 1990 года городе Семипалатинске, полученная им суммарная (накопительная) доза облучения в соответствии с условиями Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" составляет 0,18 Зиверт (18 БЭР).
Между полученной дозой облучения и проживанием истца в вышеуказанные периоды в городе Семипалатинске имеется прямая причинная связь.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции с учетом оценки представленных в деле доказательств в их совокупности, имелись достаточные основания для принятия результатов экспертного заключения в качестве доказательства факта получения истцом суммарной эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) в период его проживания в населенных пунктах бывшей Казахской ССР вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 21 ноября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.