Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Горшунова,
судей Ю.Р. Мочаловой, Р.Д. Марданова,
с участием прокурора Д.Ф. Хисамутдиновой,
при секретаре Э.И. Гиниатуллине
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе В.Е. Романова на решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 1 декабря 2014 года, которым постановлено:
установить в отношении Романова В.Е. административный надзор на срок 3 года и административные ограничения в виде: запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, за исключением участия в выборах и референдуме; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22:00 часов до 06:00 часов, с исключениями, связанными с осуществлением трудовой деятельности по определенному в соответствии с трудовым соглашением (либо иными документами, подтверждающими трудовую деятельность); запрещения выезда за пределы территории муниципального образования по избранному месту жительства поднадзорным лицом без разрешения специального органа, осуществляющего контроль; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора исчислять с момента постановки на учет В.Е. Романова в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Д.Ф. Хисамутдиновой, полагающей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Татарстан обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного В.Е. Романова.
В обоснование заявления указал, что осужденный В.Е. Романов освобождается из ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Татарстан и имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, при этом характеризуется отрицательно, 3 октября 2013 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Просил суд установить административный надзор в отношении осужденного В.Е. Романова на срок до трех лет и следующие административные ограничения: запрещение пребывания в увеселительных и питейных заведениях; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22:00 часов до 06:00 часов; запрещение выезда за установленные судом пределы территории района, в котором проживает поднадзорное лицо; обязательной явки до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Татарстан заявление поддержал.
В.Е. Романов возражал против удовлетворения заявления.
Суд первой инстанции принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе В.Е. Романов просит об отмене решения суда, указывая, что судом не исследованы обстоятельства признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и постановки на учет как активного члена группы осужденных отрицательной направленности.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Из материалов дела следует, что В.Е. Романов осужден приговором Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2011 года по пункту "в" части 2 статьи 158, части 2 статьи 162, с применением части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 3 года 6 месяцев с отбыванием в колонии общего режима.
6 декабря 2014 года В.Е. Романов освобождается из исправительного учреждения, имея непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. Администрацией учреждения он характеризуется отрицательно, за период отбывания наказания допускал нарушения режима содержания, неоднократно водворялся в ШИЗО и в карцер, а также в ПКТ 2 раза. 3 октября 2013 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания, 21 апреля 2014 года поставлен на профилактический учет как активный член группы осужденных отрицательной направленности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что имеются предусмотренные законом основания для установления административного надзора в отношении В.Е. Романова.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Объем установленных судом первой инстанции ограничений никем не оспорен.
Доводы апелляционной жалобы В.Е. Романова не могут повлечь отмену решения суда и несостоятельны по следующим основаниям.
Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания (часть 4 статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 15, 17 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, решая вопрос об установлении административного надзора за лицом, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона, признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, необходимо учитывать, что пункт 1 части 3 статьи 3 Закона связывает возможность установления административного надзора только с фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания независимо от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим не имеет значения, считается ли лицо на время рассмотрения дела об административном надзоре имеющим дисциплинарное взыскание либо не имеющим его в соответствии с частью 8 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Законность и обоснованность постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не входит в предмет доказывания по делам данной категории.
Иных доводов, являющихся основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 1 декабря 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Е. Романова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.