Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Калимуллина Р.Я., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования
г. Казани - ФИО8 на решение Вахитовского районного суда
г. Казани от 26 ноября 2014 года, которым иск ФИО1 удовлетворен, постановлено:
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившееся в не переселении ФИО2 из аварийного жилого помещения расположенного по адресу: "адрес".
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани предоставить на праве собственности ФИО2 благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть не менее 19,3 кв. м общей площади, находящееся в черте населенного пункта г. Казань.
Прекратить право собственности ФИО3 на комнату
"адрес".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения ФИО1, возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - ИК МО г. Казани) о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указано, что истец на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от "дата" является собственником комнаты ... , жилой площадью 19,3 кв. м, расположенной по адресу: "адрес". Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 30 декабря 2009 года N 11567 "адрес" признан аварийным и подлежащий сносу. Однако переселение до сих пор не осуществлено. Истец просит признать бездействие ИК МО г. Казани по непринятию своевременных мер по его отселению из непригодного для проживания жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу дома, незаконным; обязать ИК МО г. Казани предоставить ФИО1 на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ранее занимаемого.
Определениями суда от 17 октября 2014 года, 07 ноября 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - муниципальное казенное учреждение "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - МКУ "УЖП ИК МО
г. Казани"), муниципальное казенное учреждение "Администрация Ново-Савиновского и Авиастроительного районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - МКУ "Администрация Ново-Савиновского и Авиастроительного районов ИК МО г. Казани").
В суд первой инстанции истец не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - ИК МО г. Казани иск не признал.
Представитель третьего лица - МКУ "УЖП ИК МО г. Казани" не явился, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица - МКУ "Администрация Ново-Савиновского и Авиастроительного районов ИК МО г. Казани" не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановлено решение об удовлетворении иска в вышеуказанной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г. Казани просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В жалобе указано, что в связи с положениями Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" права лиц, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путём выкупа жилого помещения. Другое жилое помещение может быть предоставлено истцу только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и с зачётом стоимости помещения в выкупную цену. Такого соглашения между сторонами не достигнуто. По мнению апеллянта, включение вышеуказанного многоквартирного дома в перечень домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с положениями ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", не исключает применения положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно положениям ч.ч. 1, 8, 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
В силу положений части 1, п.п. 1, 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником комнаты "адрес", общей площадью 19,3 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 5).
Согласно выписке из домовой книги с "дата" и по настоящее время ФИО1 зарегистрирован и проживает в указанной комнате (л.д. 6).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 30 декабря 2009 года N 11567 "адрес" признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
До настоящего времени другое жилое помещение ФИО1 не предоставлено.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что дом, в котором проживает истец, в установленном порядке признан непригодным для проживания, в связи с чем истец приобрел право на предоставление жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
Согласно разъяснениям, данным в обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта3 статьи2, статьи16 Федерального закона от 21 июля 2007года N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Постановлением ИК МО г. Казани от 14 февраля 2011 года N 621
"Об утверждении Муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2011 год" "адрес" включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани.
С учётом длительного бездействия администрации муниципального образования, выразившегося в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включения аварийного дома в адресную программу по переселению граждан, принятую в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", судебная коллегия приходит к выводу, что истец имеет право по своему выбору требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Судебная коллегия отмечает также длительность бездействия ответчика, поскольку спорный дом был признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу постановлением главы администрации г. Казани N 11567 от 30 декабря 2009 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что права истца могут быть защищены лишь путём выкупа жилого помещения либо путём зачёта стоимости помещения в выкупную цену противоречат вышеприведённым нормам материального права и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Таким образом, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено. Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 26 ноября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.