Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Калимуллина Р.Я. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Гусамовой Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Салихова Р.Р. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 21 ноября 2014 года, которым постановлено:
Иск Салихова Р.Р. к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани о признании незаконным распоряжения и признании права на получение субсидии на приобретение жилья оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Салихова Р.Р. - Амерханова Ф.М., поддержавшего жалобу, и возражения представителя МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Гарифуллиной Л.Т., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салихов Р.Р. обратился в суд с иском к МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" о признании незаконным распоряжения и признании права на получение субсидии на приобретение жилья.
В обоснование требований указано, что с 05 ноября 1996 года истец как ветеран боевых действий вместе с семьей встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани. При постановке на учет он вместе с семьей проживал в комнате общежития по адресу: "адрес"
20 апреля 2007 года Салиховым Р.Р., супругой истца - Салиховой Э.Г., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ребенка Салиховой Э.Р., сыном истца - Салиховым Р.Р. заключен договор социальной ипотеки ... , в соответствии с которым ими приобретена квартира по адресу: "адрес".
В соответствии с договором ... целевого денежного займа на приобретение (строительство) жилья от 14 августа 2012 года НО "ГЖФ при Президенте РТ" предоставила истцу и его семье займ для целевого использования - приобретения вышеуказанной квартиры, обеспечением исполнения обязательств заемщика является обременение жилого помещения. На основании справки о выплате пая истцом, его супругой Салиховой Э.Г., Салиховой Э.Р., Салиховым Р.Р. оформлено право общей долевой собственности.
Распоряжением Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани "О гражданах - получателях субсидии на приобретение жилья" согласно протоколу N 112 от 10 июня 2014 года истцу отказано в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы. Письмом N 267 от 17 июня 2014 года истцу направлена выписка из распоряжения Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 16 июня 2014 года о том, что он снят с учета нуждающихся.
С данным распоряжением истец не согласен, поскольку является ветераном боевых действий, а в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного федерального закона. С учетом этого истец как ветеран боевых действий на законных основаниях имел и имеет в настоящее время право на получение субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Кроме того, имеющаяся в собственности доля в квартире находится в залоге у НО "ГЖФ при Президенте РТ", срок выплат по договору целевого займа определен до 16 января 2029 года.
На основании изложенного Салихов Р.Р. просил признать незаконным распоряжение Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 16 июня 2014 года N 823р в части отказа в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного человека семьи более учетной нормы; признать за истцом право на получение субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, как ветерану боевых действий.
Представитель ответчика - Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани с исковыми требованиями не согласилась.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе Салихов Р.Р. просит отменить решение, ссылаясь на то, что истец субсидию на приобретение жилья не получал, в связи с чем полагает, что у него сохранилось право на ее получение.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Согласно ч. 3 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; ...
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: ... 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 23.2 вышеуказанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В силу ч.ч. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Казанской городской Думы от 01.11.2006 N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В силу ч.ч. 1-3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Салихов Р.Р. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма как ветеран боевых действий с 05 ноября 1996 года.
При проведении ежегодной актуализации списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий в части принадлежности к льготной категории выявлено, что Салиховым Р.Р. улучшены жилищные условия путем заключения договора социальной ипотеки.
Так, истец проживает в квартире общей площадью 80,3 кв.м по адресу: "адрес", где является собственником ? доли. Всего на указанной площади зарегистрированы три человека. Данная квартира получена по программе социальной ипотеки по квоте работников бюджетной сферы супругой истца.
Договор социальной ипотеки ... заключен 20 апреля 2007 года Салиховым Р.Р., супругой истца - Салиховой Э.Г., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ребенка Салиховой Э.Р., сыном истца - Салиховым Р.Р.
В соответствии с договором ... целевого денежного займа на приобретение (строительство) жилья от 14 августа 2012 года НО "ГЖФ при Президенте РТ" предоставила истцу и его семье займ для целевого использования - приобретения вышеуказанной квартиры, обеспечением исполнения обязательств заемщика является обременение жилого помещения.
На основании справки о выплате пая истцом, его супругой Салиховой Э.Г., Салиховой Э.Р., Салиховым Р.Р. оформлено право общей долевой собственности.
Кроме того, ранее Салихов Р.Р. с семьей в составе четырех человек проживал в комнате, жилой площадью 18 кв.м, по адресу: "адрес" где собственниками являются: истец и его дети (доля в праве по 1/3), в данной комнате зарегистрирован сын Салихов Р.Р.
С учетом изложенного Распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 16 июня 2014 года N 823р Салихову Р.Р. отказано в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы 12 кв.м.
В Республике Татарстан обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям", в соответствии с которым формой улучшения жилищных условий вышеуказанной категории граждан, вставших на учет по обеспечению жильем до 01 января 2005 года, определено предоставление субсидий на приобретение жилья.
На основании списков, полученных от исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан сформирован сводный республиканский реестр граждан - получателей указанных субсидий в той же хронологической последовательности, а какой граждане-получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии вышеприведенным Положением исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан в месячный срок осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.
После получения гражданами уведомления о выделении средств на приобретение жилья, получатели субсидий заключают договор со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина либо иной договор, обеспечивающий лицо из числа ветеранов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. м, а также с паспортом обращаются в соответствующе отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
По смыслу статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий носит исключительный характер, принятые на учет сохраняют свое право состоять на учете до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем их жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в законе обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета. Снятие истца с учета могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки на учет.
Согласно пункту 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Основанием для снятия с учета являлось улучшение жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла более 7 кв.м. и отпали другие основания для предоставления другого помещения (пункт 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета министров Республики Татарстан и Татарского республиканского совета профсоюзов от 24 января 1992 года N 28).
Поскольку истец реализовал свое право на улучшение жилищных условий в льготном порядке жилья путем заключения договора социальной ипотеки, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи истца составляет 24,6 кв.м, что превышает учетную норму, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение органа местного самоуправления о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным.
При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены принятого по делу решения по доводам апелляционной жалобы Салихова Р.Р. судебная коллегия не усматривает. Доводы жалобы являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в целом отражают процессуальную позицию истца по делу и по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств. Несогласие с постановленным судом решением само по себе в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может повлечь отмену обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приволжского районного суда г. Казани от 21 ноября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Салихова Р.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.