Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,
судей Р.А. Набиева, Э.И.Садыковой,
при секретаре судебного заседания А.Н. Зариповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.А. Набиева гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново - Савиновского районного суда города Казани от 28 ноября 2014 года, которым отказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в назначении Ф.Г. Даутовой пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан признан незаконным, за Ф.Г. Даутовой признано право на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан; на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан возложена обязанность назначить Ф.Г. Даутовой пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан с 18 августа 2014 года.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истицы И.В. Денисова, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ф.Г. Даутова обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - МТЗ СЗ РТ) о признании права на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.
В обоснование исковых требований указала, что решением МТЗ СЗ РТ от 18 августа 2014 г. N 38/303 ей было отказано в назначении указанной пенсии в связи с тем, что ее стаж государственной службы, который составлял 17 лет 20 дней, полностью включен ответчиком в стаж федеральной государственной службы.
Истица с указанным решением не согласилась, считая, что она замещала должности государственной службы Республики Татарстан в периоды: с 1 сентября 1976 г. по 26 июля 1978 г. - в должности делопроизводителя Советского районного народного суда г. Казани, с 27 июля 1978 г. по 18 декабря 1979 г. - в должности консультанта 1-ой Казанской государственной нотариальной конторы Министерства юстиции ТАССР, с 19 декабря 1979 г. по 17 октября 1983 г. в должности государственного нотариуса Второй Казанской государственной нотариальной конторы Министерства юстиции ТАССР, с 18 декабря 1983 г. по 20 сентября 1993 г. в должности государственного нотариуса, старшего нотариуса Шестой Казанской государственной нотариальной конторы Министерства юстиции ТАССР.
Указывала, что в соответствии с Законом РСФСР от 2 августа 1974 г. N 852 "О государственном нотариате", штаты государственных нотариальных контор утверждались министрами юстиции автономных республик, она замещала должности государственной службы в Министерстве юстиции ТАССР, так как трудовые отношения были оформлены с Министерством юстиции ТАССР, штат по ее должности был утвержден Министерством юстиции ТАССР, заработная плата выплачивалась из фонда, утвержденного Министерством юстиции ТАССР. Указом Президента Республики Татарстан от 18 января 2006 г. N УП-9 утвержден Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, в который включены должности - государственный нотариус, ведущий консультант, помощник государственного нотариуса, а потому, по мнению истицы, периоды её работы на должностях в Министерстве юстиции ТАССР должны быть включены в стаж государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, в связи с чем она имеет право на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.
В судебном заседании представитель истицы поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, дополнив их требованием обязать ответчика назначить пенсию со дня первичного обращения с заявлением о ее назначении.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Суд принял решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что оснований для включения оспариваемого периода работы в стаж государственной службы Республики Татарстан не имеется. В трудовой книжке записи о замещении Ф.Г. Даутовой должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан отсутствуют. Все периоды работы Ф.Г. Даутовой с 1 сентября 1976 г. по 20 сентября 1993 г. на должностях делопроизводителя, консультанта, нотариуса государственных нотариальных контор являются федеральной государственной гражданской службой и в стаж (общую продолжительность) государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 32 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 г. N 3-ЗРТ. Ввиду отсутствия у Ф.Г. Даутовой периодов замещения государственной гражданской службы Республики Татарстан, нормы Закона РТ от 16 января 2003 г. N 3-ЗРТ на истицу не распространяются. Указом Президента Республики Татарстан от 26 мая 1995 г. N УП-367 утвержден Реестр государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан. Должности делопроизводитель, государственный нотариус, консультант нотариальной конторы вышеуказанным Реестром не предусмотрены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 г. N 3-ЗРТ (в редакции от 30 июня 2014 г.) "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (далее - Закон N 3-ЗРТ), лица, замещавшие должности государственной службы, иные должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, и вышедшие на государственную пенсию по старости (инвалидности) после вступления в силу настоящего Закона, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 настоящего Закона.
Согласно пунктам 1-3 части 1, части 2 статьи 45 Закона N 3-ЗРТ, государственные служащие, замещавшие должности государственной службы Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом, имеют право на пенсию за выслугу лет с учетом положений, установленных частями 1.1, 1.2, 2 и 2.1 настоящей статьи, при условиях:
1) наличия стажа государственной службы не менее 15 лет;
2) наличия стажа работы (службы) не менее 10 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи;
3) освобождения от последней замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Татарстан и увольнения с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона.
Государственные служащие при увольнении с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Республики Татарстан, замещавшего должность государственной гражданской службы Республики Татарстан категории "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона, до достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии) досрочно или трудовой пенсии по инвалидности имеют право на пенсию за выслугу лет при условии наличия стажа работы (службы) не менее 15 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 32 Закона N 3-ЗРТ, в стаж (общую продолжительность) государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения на постоянной (штатной) основе:
1) государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
2) государственных должностей Российской Федерации, должностей федеральной государственной гражданской службы, государственных должностей и должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей в государственных органах СССР, союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах, в том числе выборных, на постоянной основе при условии, что время работы (службы) на указанных должностях учитывается при исчислении стажа федеральной государственной гражданской службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно части 2 статьи 32 Закона N 3-ЗРТ, периоды замещения государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в следующем порядке:
1) периоды работы (службы) на государственных должностях Республики Татарстан и должностях государственной службы, предусмотренных Сводным перечнем государственных должностей Республики Татарстан и Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, а также на должностях в государственных органах, не включенных в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, после утверждения указанного Реестра, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень должностей государственной службы;
2) периоды работы (службы) с 26 мая 1995 года до утверждения Сводного перечня государственных должностей Республики Татарстан и Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, а также на должностях, не предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень государственных должностей или должностей государственной службы;
3) периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей до 26 мая 1995 года в:
а) Аппарате Президента Республики Татарстан;
б) Государственном Совете Республики Татарстан и его Аппарате, Государственном (парламентском) контрольном комитете Республики Татарстан и его аппарате;
в) Кабинете Министров Республики Татарстан и его Аппарате;
г) министерствах, государственных комитетах, иных органах государственного управления Республики Татарстан, в органах государственного управления (органах управления) при Кабинете Министров Республики Татарстан по перечню, определяемому Президентом Республики Татарстан;
д) представительствах Республики Татарстан;
е) местных органах государственной власти и управления (районных, городских, районных в городах Советах народных депутатов, администрациях районов, городов республиканского значения, районов в городах) и их аппаратах;
ж) Комитете конституционного надзора Республики Татарстан;
з) Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики Татарстан;
4) периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей в:
а) Верховном Совете Республики Татарстан (Верховном Совете Татарской АССР) и Президиуме Верховного Совета Татарской АССР, районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советах народных депутатов и их аппаратах;
б) Совете Министров Татарской АССР (Кабинете Министров Татарской АССР) и его аппарате, исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов;
в) органах государственного управления Совета Министров Татарской АССР, органах государственного управления при Совете Министров Татарской АССР, министерствах и ведомствах Татарской АССР по перечню, определяемому Президентом Республики Татарстан.
Из материалов дела следует, что решением МТЗ СЗ РТ от 18 августа 2014 г. истце отказано в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, поскольку периоды замещения ею должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан отсутствуют.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ ответчика в назначении Ф.Г. Даутовой пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан является неправомерным.
С таким решением суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку оно не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона.
В период работы истицы вопросы деятельности нотариусов регулировались Законом СССР от 19 июля 1973 г. "О государственном нотариате".
Согласно статье 4 указанного Закона СССР руководство государственным нотариатом осуществлялось Советом Министров СССР, Советами Министров союзных, автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, Министерством юстиции СССР, министерствами юстиции союзных, автономных республик, а также другими государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
При этом в силу статьи 5 приведенного выше Закона СССР порядок назначения на должности и освобождения от должностей государственных нотариусов устанавливался законодательством Союза ССР и союзных республик. В статье 6 Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. "О государственном нотариате" государственные нотариусы государственных нотариальных контор назначаются на должность и освобождаются от должности министрами юстиции автономных республик.
На основании Положения о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР N 1506-1 от 1 июля 1991 г., государственным нотариусам государственных нотариальных контор Министерства юстиции РСФСР присваивались классные чины.
Из статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" следует, что государственной должностью является должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Исходя из статьи 2 данного Федерального закона, под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, а также государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. При этом государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Татарстан N 3-ЗРТ от 16 января 2003 года "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" государственная гражданская служба Республики Татарстан представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее также - должности государственной службы) по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Татарстан и лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная служба осуществляется в аппаратах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, судов Республики Татарстан, иных государственных органов Республики Татарстан, образуемых в соответствии с законодательством Республики Татарстан (далее также - государственные органы).
В части первой статьи 6 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" установлено, что государственные должности подразделяются на: 1) государственные должности Республики Татарстан (Президент Республики Татарстан, Председатель Государственного Совета Республики Татарстан, Премьер-министр Республики Татарстан, депутаты Государственного Совета Республики Татарстан, министры, судьи и другие). Сводный перечень государственных должностей Республики Татарстан утверждается Президентом Республики Татарстан; 2) должности государственной службы, учреждаемые законами или иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан с учетом положений Федерального закона, настоящего Закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность Республики Татарстан. Согласно Положению о Министерстве юстиции Татарской АССР, утвержденному Постановлением Совета Министров Татарской АССР N 245 от 8 мая 1973 года, Министерство юстиции Татарской АССР в соответствии с Конституцией Татарской АССР в своей деятельности подчинялось как Совету Министров Татарской АССР, так и Министерству юстиции РСФСР. В соответствии с пунктом 2 указанного Положения к полномочиям Министерства юстиции Татарской АССР относилось, в том числе, совершенствование деятельности нотариата и других подведомственных учреждений и организаций. При этом Министерство юстиции Татарской АССР осуществляло руководство государственными нотариальными конторами Татарской АССР, их финансирование, утверждало смету и штатное расписание государственных нотариальных контор Татарской АССР, назначало на должность государственных нотариусов. Соответственно, государственные нотариусы являлись должностными лицами подведомственных Министерству юстиции Татарской АССР государственных нотариальных контор и осуществляли обеспечение возложенных на него полномочий.
В этой связи с учетом общей продолжительности периодов работы истицы в должности нотариуса государственных нотариальных контор ТАССР более 15 лет, что соответствует требованиям части первой статьи 32 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", решение суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности по назначению истице пенсии государственного служащего Республики Татарстан с 18 августа 2014 года - даты обращения с соответствующим заявлением в уполномоченный орган следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения истице в стаж государственной службы Республики Татарстан указанных выше спорных периодов, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Решение по делу принято на основании исследованных судом первой инстанции совокупности доказательств с учетом всех обстоятельств по делу и норм законодательства о государственной службе Республики Татарстан, а также законодательства о нотариате, действовавшего в спорные периоды времени, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 28 ноября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.