Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Калимуллина Р.Я. и Вишневской О.С.,
при секретаре судебного заседания Гусамовой Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 09 октября 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ по не предоставлению жилого помещения ребенку-инвалиду Аргаковой Д.М., 30 сентября 2010 года рождения.
Обязать исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ предоставить Аргаковой Д.М. жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим нормам и правилам.
Взыскать с исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей 00 копеек в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ - Павловой С.М., поддержавшей жалобу, возражения Аргаковой С.Л. и ее представителя Закиевой З.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аргакова С.Л. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ о признании бездействия незаконным и обязании предоставить жилье.
Требования мотивированы тем, что дочь Аргаковой С.Л. - Аргакова Д.М., 30.09.2010 года рождения, является инвалидом с детства. Решением жилищно-бытовой комиссии при Исполнительном комитете Пестречинского муниципального района РТ от 28.09.2012 Аргакова Д.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в список очередников, категория - инвалиды труда и детства, в связи с обеспеченностью общей площадью жилья ниже учетной нормы, состав семьи - 4 человек. Однако до настоящего времени семья истца жильем не обеспечена, ответчик бездействует.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ просит решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что указанная категория лиц обеспечивается жильем органами государственной власти субъекта Российской Федерации путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения, выделяемой из федерального бюджета в виде субвенций.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
В соответствии с ч.ч. 2, 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (п. 3).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утверждён Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Как следует из материалов дела, дочь Аргаковой С.Л. - Аргакова Д.М., 30.09.2010 года рождения, является инвалидом с детства.
Решением жилищно-бытовой комиссии при Исполнительном комитете Пестречинского муниципального района РТ от 28.09.2012 Аргакова Д.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в список очередников, категория - инвалиды труда и детства, в связи с обеспеченностью общей площадью жилья ниже учетной нормы, состав семьи - 4 человек.
При этом семья Аргаковых в установленном законом порядке малоимущей не признана.
Установив, что Аргакова Д.М. является ребенком-инвалидом, состоит в очереди нуждающихся в обеспечении жильем, обеспеченность общей площадью занимаемого ею жилого помещения ниже учетной нормы, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, обязал исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ предоставить Аргаковой Д.М. жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим нормам и правилам.
С такими выводами согласиться нельзя.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом предусмотренные указанным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными вышеуказанным Постановлением, жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь (пункт 6).
Поскольку Аргакова Д.М. встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, то она должна обеспечиваться жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Исходя же из анализа положений приведенных выше нормативных правовых актов в совокупности с требованиями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание нуждающегося в жилом помещении гражданина малоимущим. При этом предоставление жилого помещения рассматриваемой категории граждан по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ не наделён государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных специальным перечнем, вставших на учёт нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года, не являющихся малоимущими, то судебная коллегия полагает, что данный орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком по делу.
При указанных обстоятельствах принятое судом по делу решение не может быть признано законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьями 199, 328, 330 ч. 1 п. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 09 октября 2014 года по данному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении иска Аргаковой С.Л. о признании незаконным бездействия исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ по не предоставлению жилого помещения ребенку-инвалиду Аргаковой Д.М. 30 сентября 2010 года рождения, обязании исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ предоставить Аргаковой Д.М. жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.