Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.А.Саитгараевой,
судей Э.И.Садыковой, Г.А.Сахиповой,
при секретаре Е.А.Рыбушкиной
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе С.В.Петровой на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 1 октября 2014 года, которым постановлено:
иск Петровой С.В. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Набережные Челны включить в стаж на соответствующих видах работ С.В.Петровой:
- в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев период получения пособия по беременности и родам с 28 сентября 1998 года по 14 февраля 1999 года;
в календарном порядке включить периоды:
нахождения курсах повышения квалификации с 26 сентября 2001 года по 26 октября 2001 года;
период работы с 09 августа 2011 года по 30 июня 2012 года в качестве медицинской сестры здравпункта ООО "Домостроительный комбинат".
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.В. Петрова обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны о включении в специальный стаж отдельных периодов работы и назначении пенсии.
В обоснование требований указывается, что решением ответчика от 26 октября 2012 года было отказано в предоставлении указанной пенсии в виду отсутствия требуемого 30 летнего стажа по лечебной деятельности. При этом в стаж на соответствующих видах работ не были включены периоды работы с 24 октября 1988 года по 03 марта 1991 года в качестве медицинской сестры Учебно-методического комплекса "Осводовец"; период нахождения на курсах повышения квалификации с 26 сентября 2001 года по 26 октября 2001 года; период работы с 09 августа 2011 года по 30 июня 2012 года в качестве медицинской сестры здравпункта ООО "Домостроительный комбинат"; в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев период нахождения в отпуске по беременности и родам с 28 сентября 1998 года по 14 февраля 1999 года, период работы с 15 августа 2001 года по 22 августа 2008 года в качестве медицинской сестры палатной отоларингологического отделения в "Городской больнице N4" г. Набережные Челны Республики Татарстан.
Не соглашаясь с данным решением, истица просила назначить ей досрочную трудовую пенсию с 19 октября 2012 года, включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истица, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное в части не включения в специальный стаж периодов работы с 24 октября 1988 года по 03 марта 1991 года в качестве медицинской сестры Учебно-методического комплекса "Осводовец". Полагает, что занимая ею должность предусмотрена Списками, в связи с чем, она имеет право на назначение досрочной рудовой пенсии.
Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и их представители, не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом первой инстанции установлено, что решением ответчика от 26 октября 2012 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, из которого был исключен, среди прочих, период работы с 24 октября 1988 года по 03 марта 1991 года в качестве медицинской сестры Учебно-методического комплекса "Осводовец", так как данное учреждение не предусмотрено Списками.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периодов работы с 1 апреля 2000 года по 12 июля 2005 года в должности старшей медицинской сестры стоматологического кабинета в НПНП "Технопарк Прикамья" г. Набережные Челны РТ, с 1 ноября 2005 года 23 ноября 2007 года в должности старшей медицинской сестры в стоматологической клинике ООО "Медсервис" Тукаевского района РТ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для зачета спорных периодов в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В силу подпункта 2 статьи 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила применения данного Списка.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397; список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения, включалась работа медицинского персонала, работающего в санаториях.
В указанных Списках учебно-методический комплекс как лечебное либо профилактические учреждение здравоохранения не предусмотрено.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-0 от 18 июня 2004 года.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения.
По существу, истицей заявлены требования об установлении тождественности Учебно-методического комплекса "Осводовец" к любому из указанных в перечне медицинских учреждений.
Правительство Российской Федерации наделено правом по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками. Поэтому суд решением не вправе был давать расширенное толкование подлежащим применению вышеуказанным Спискам.
В порядке, установленном статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истицей не представлено доказательств, что она осуществляла трудовую деятельность на полную ставку в должностях и учреждениях, поименованных в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении данных требований истицы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о неправильном применении и толковании норм материального права, а также о наличии оснований для включения в специальный стаж истца указанных выше спорных периодов, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 1 октября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В.Петровой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.