Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
при секретаре Рыбушкиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Государственного казенного учреждения "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 октября 2014 года, которым постановлено:
обязать Государственное казенное учреждение "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан предоставить Кириллову А.А. путевку на санаторно-курортное лечение за период с 01.01.2013 по 31.10.2013 в соответствии со справкой для получения путевки от 07.11.2013, выданной ГАУЗ "Городская поликлиника N 7" за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Государственного казенного учреждения "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Набережные Челны Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах Кириллова А.А. к Государственному казенному учреждению "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" (далее - Центр), Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение.
В обоснование требований указано, что в ходе прокурорской проверки по обращению Кириллова А.А. установлено, что он, имея медицинские показания, обратился в отделение социальной защиты населения с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно уведомлению о постановке на учет от 15.01.2013, Кириллов А.А. постановлен на учет в Центр для обеспечения санаторно-курортной путевкой. До настоящего времени указанная государственная помощь Кириллову А.А. не предоставлена, в связи с чем, прокурор просил обязать Министерство и Центр предоставить инвалиду III группы Кириллову А.А. путевку на санаторно-курортное лечение.
В судебном заседании участвовавший по делу прокурор требования поддержал; истец Кириллов А.А. не явился.
Представитель Министерства исковые требования не признал; представитель ответчика Центра в судебное заседание не явился.
Суд требования удовлетворил и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение отменить по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе ответчик ссылается на то, что надлежащим ответчиком по делу является публично-правовое образование Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации или Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, поскольку обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде санаторно-курортной путевки за пределами выделенных из федерального бюджета средств, - не представляется возможным. Апеллянт указывает, что в целях непосредственной реализации права инвалидов на получение санаторно-курортного лечения создан изначально привлеченный в качестве ответчика Центр, который является самостоятельным юридическим лицом и ведет учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении.
В апелляционной жалобе Центр просит решение отменить, указывая на то, что поскольку с 31.10.2013 Кириллов А.А. инвалидом не является, он утратил право на санаторно-курортное лечение.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор города Набережные Челны Республики Татарстан просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель Центра доводы жалобы поддержал, от Кириллова А.А. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие; остальные надлежащим образом извещенные участники своих представителей не направили, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив обжалуемое решение суда на предмет законности и обоснованности по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено право инвалидов на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно статье 6.2 названного Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
По общему правилу, сформулированному в статье 6.3 Закона, периодом предоставления гражданам этой социальной услуги является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (далее - Порядок), обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).
Согласно пункту 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Пункт 3.9 предусматривает, что территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Из материалов дела следует, что Кириллов А.А. являлся инвалидом третьей группы по общему заболеванию до 31.10.2013.
Согласно уведомлению Центра от 15.01.2013, Кириллов А.А. постановлен на учет на получение санаторно-курортной путевки, однако до настоящего времени данная услуга не оказана.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Министерство и Центр обязанности по предоставлению Кириллову А.А. санаторно-курортной путевкой за 2013 год.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, правильной оценке представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы Министерства о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обеспечение инвалидов санаторно-курортными путевками осуществляется Центром, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N877 от 20.10.2011 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" установлено, что Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан является уполномоченным органом по осуществлению переданных Правительству Республики Татарстан полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Таким образом, суд удовлетворил требования к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обоснованно, поскольку именно оно является уполномоченным лицом, действующим в рамках делегированных Правительством Российской Федерации полномочий по оказанию такого рода социальной услуги.
Аргументы Министерства о невозможности предоставления санаторно-курортной путевки в связи с отсутствием выделения средств из федерального бюджета являются несостоятельными, так как противоречат вышеприведенным нормативным положениям.
Доводы апелляционной жалобы Центра о том, что с 31.10.2013 Кириллов А.А. инвалидом не является, в связи с чем, он утратил право на санаторно-курортное лечение, судебная коллегия отклоняет, поскольку обеспечение гражданина путевкой на санаторно-курортное лечение гарантировано государством и норма закона, которая устанавливает период предоставления данного права направлена не на лишение гражданина указанной гарантии, а на определение срока, в пределах которого государство обязано реализовать данную гарантию. Кроме того, в Определении от 11.05.2012 N817-О "По запросу Центрального районного суда г.Кемерово о проверке конституционности части 2 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" Конституционный Суд Российской Федерации высказал следующую позицию, что установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 октября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Государственного казенного учреждения "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.