Судья Верховного Суда Республики Татарстан Миндубаев М.Н.,
при секретаре судебного заседания Кардашовой К.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу УУП ОП N 8 "Горки" УМВД России по г. Казани Хаматзянова Т.И. на постановление судьи Приволжского районного суда г. Казани от 14 января 2015 года, вынесенное в отношении Карымова Д.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Карымова Д.Ю. и его защитника Матыгуллина А.Ф., возражавших против удовлетворения жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Приволжского районного суда г. Казани от 14 января 2015 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Карымова Д.Ю. прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан должностное лицо Хаматзянов Т.И., не соглашаясь с выводами судьи, просит его отменить.
Жалоба подлежит отклонению.
Согласно части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ (в редакции от 8 июня 2012 года) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресным и (или) нерабочим праздничным днем (неработающими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Карымовым Д.Ю. в нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, 13 января 2015 года в 12 часов 30 минут у дома "адрес" проведено пикетирование группой лиц.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда указал на отсутствие в действиях Карымова Д.Ю. состава административного правонарушения. Судья пришел к такому выводу, поскольку уведомление о проведении публичного мероприятия (пикета) 13 января 2015 года в период времени с 11 до 12 часов у "адрес" было направлено в исполком г. Казани 8 января 2015 года, то есть, более чем за четыре дня, что подтверждается квитанцией почтового отправления и письмом руководителя аппарата исполкома г. Казани о рассмотрении указанного уведомления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 13 мая 2014 года N 14-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" указал, что федеральный законодатель, предусмотрев в этом законе лишь основные требования (общие начала), относящиеся к уведомлению о проведении публичного мероприятия, исходил из того, что детализированная регламентация порядка подачи уведомления подлежит закреплению на уровне законов субъектов Российской Федерации, притом, что вводимые ими организационно-процедурные механизмы, могут быть различными, но в любом случае должны отвечать предназначению правового регулирования в этой сфере, выраженному в преамбуле названного Федерального закона, а именно обеспечению реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, и обеспечивать организаторам публичных мероприятий реальную возможность соблюдения относящихся к срокам подачи уведомления нормативных требований, с тем, чтобы признаваемое Конституцией Российской Федерации право на свободу мирных собраний не стало иллюзорным.
При установлении порядка подачи уведомления о проведении публичного мероприятия субъекты Российской Федерации не вправе каким-либо образом изменять и корректировать, установленный Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", порядок расчета срока исполнения организатором публичного мероприятия соответствующей обязанности, в том числе вводить - при отсутствии для этого предусмотренных на уровне федерального законодательства нормативных оснований - специальные правила исчисления указанного срока для случаев, когда определяемый по общему правилу срок подачи уведомления совпадает с нерабочими праздничными днями. Данный вывод подтверждается позицией федерального законодателя, который применительно к ситуациям, связанным с совпадением срока подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), счел необходимым урегулировать данный вопрос непосредственно в названном Федеральном законе, предусмотрев увеличенный - с трех до четырех дней до дня проведения такого публичного мероприятия - срок подачи соответствующего уведомления.
Исходя из этого предполагается, что субъект Российской Федерации при выполнении возложенного федеральным законом полномочия по урегулированию порядка подачи уведомления о проведении публичных мероприятий, - принимая во внимание разнообразие жизненных ситуаций и особую значимость, которую для целей публичного мероприятия может в конкретных условиях приобретать дата его проведения, а также с учетом недопустимости установления каких-либо изъятий в отношении дат проведения публичных мероприятий - не может не вводить для случаев, когда установленный федеральным законодательством срок подачи уведомления полностью приходится на нерабочие праздничные дни, те или иные гарантии своевременной подачи организатором публичного мероприятия уведомления об его проведении. В частности, это может обеспечиваться на основе привлечения гражданских служащих соответствующих органов публичной власти к исполнению служебных обязанностей в нерабочие праздничные дни в целях гарантирования реализации гражданами права на свободу мирных собраний.
Из материалов дела следует, что уведомление о проведении публичного мероприятия (пикета) 13 января 2015 года в период времени с 11 до 12 часов у "адрес" было направлено в исполком г. Казани 8 января 2015 года, что подтверждается квитанцией почтового отправления. Поскольку первым рабочим днем после 8 января 2015 года было 12 января 2015 года, указанное почтовое отправление в исполком г. Казани доставлено 12 января 2015 года.
Исполком г. Казани отказал заявителю в проведении пикетирования, мотивировав тем, что уведомление не соответствует условиям проведения публичного мероприятия, установленным пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". При этом указанный документ вручен заявителю 13 января 2015 года в 12 часов 11 минут, то есть, уже после начала пикетирования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведении публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Перечни мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, определены в статье 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и статьи 12 Закона Республики Татарстан " Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан".
Место проведения организованного заявителем пикета (возле "адрес") к таким местам не относится.
Следовательно, отказ исполнительного комитета г. Казани в соответствующем согласовании является незаконным.
При изложенных обстоятельствах в действиях Карымова Д.Ю. отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку не установлена его вина в нарушении требований Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", поэтому выводы судьи районного об отсутствии в действиях Карымова Д.Ю. названного выше административного правонарушения являются обоснованными.
При таких обстоятельствах жалоба УУП ОП N 8 "Горки" УМВД России по г. Казани Хаматзянова Т.И. удовлетворению не подлежит.
Что касается доводов жалобы должностного лица о том, что уведомление о проведении публичного мероприятия (пикета) 13 января 2015 года исполкомом г. Казани было получено лишь 12 января 2015 года с нарушением срока, предусмотренного частью 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", то они являются несостоятельными, поскольку указанное уведомление направлено почтовым отправлением заблаговременно, а получение его исполкомом г. Казани в связи праздничными днями с нарушением срока, указанного в законе, не имеет правового значения и не влияет на законность принятого судьей решения.
Предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения постановления судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7- 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Приволжского районного суда г. Казани от 14 января 2015 года по данному делу об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу УУП ОП N 8 "Горки" УМВД России по г. Казани Хаматзянова Т.И. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.