Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М. Федонин,
при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ведущего консультанта отдела правового регулирования департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан А.А. Магсумова на постановление судьи Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 5 ноября 2014 года, вынесенное в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад " "данные изъяты"" (далее по тексту - МБДОУ Детский сад " "данные изъяты"") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на них, выслушав представителя МБДОУ Детский сад " "данные изъяты"" Н.С. Хабибуллину и защитника И.А. Маслова, возражавших против удовлетворения жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 5 ноября 2014 года в отношении МБДОУ Детский сад " "данные изъяты"" прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и объявлено устное замечание.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан должностное лицо А.А. Магсумов, не соглашаясь с выводами судьи районного суда, просит судебное постановление отменить и назначить наказание в пределах санкции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба подлежит частичному удовлетворению.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
На основании пункта 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 2 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии лицензии.
Установлено, что 24 октября 2014 года во исполнение приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 22 августа 2014 года N 4775/14 ведущим специалистом отдела государственного надзора в сфере образования департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан проведена плановая выездная проверка соблюдения МБДОУ Детский сад " "данные изъяты"" обязательных требований в сфере образования.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" осуществляет образовательную деятельность без лицензии.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о малозначительности совершенного правонарушения и ограничился устным замечанием.
Данный вывод судьи районного суда нельзя признать обоснованным.
Из статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу правовой позиции выраженной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
На основании части 1 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Федеральный Закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки с 3 по 16 сентября 2014 года и составления акта проверки от 16 сентября 2014 года N 4775/14 МБДОУ Детский сад " "данные изъяты"" осуществляло образовательную деятельность без лицензии.
Согласно письменным объяснениям заведующей Н.С. Хабибулиной на момент проведения проверки лицензия у МБДОУ Детский сад " "данные изъяты"" отсутствовала.
В ходе судебного заседания Н.С. Хабибулина пояснила, что у МБДОУ Детский сад " "данные изъяты"" лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеется, при этом данная деятельность не осуществляется в виду её приостановления решением суда.
При таких обстоятельствах, вывод судьи районного суда о малозначительности совершенного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать обоснованным, поскольку судьёй районного суда не в полной мере учтены характер и степень общественной опасности совершённого правонарушения.
Кроме того, непринято мер к всестороннему, полному и объективному установлению обстоятельств дела, что повлияло на законность и обоснованность принятого по делу решения.
Принимая во внимание, что срок давности привлечения МБДОУ Детский сад " "данные изъяты"" к административной ответственности не истёк, постановление судьи Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 5 ноября 2014 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу ведущего консультанта отдела правового регулирования департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан А.А. Магсумова удовлетворить частично.
Постановление судьи Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 5 ноября 2014 года вынесенное в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело об административном правонарушении направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.