Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М. Федонин,
при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее по тексту - ООО " "данные изъяты"", Общество) С.С. Латипова на постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 декабря 2014 года, вынесенное в отношении ООО " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав защитника ООО " "данные изъяты"" А.А. Рябова, поддержавшего жалобу, представителя Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан И.Р. Хуснутдинову, возражавшую против удовлетворения жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 декабря 2014 года ООО " "данные изъяты"" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан представитель ООО " "данные изъяты"" С.С. Латипов, оспаривая факт ведения деятельности, связанной с выбросами вредных веществ в атмосферный воздух, просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.
В отзыве на жалобу представитель Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан И.Р. Хуснутдинова, указывая на обоснованность привлечения ООО " "данные изъяты"" к административной ответственности, полагает, что должно было быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности используемого Обществом оборудования.
Жалоба подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Исходя из статьи 1 Закона об охране атмосферного воздуха вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" определен перечень объектов подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
В данный перечень входят, в частности, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации (пункт 1 указанного Перечня); объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов (пункт 7 указанного Перечня).
Согласно абзацу 3 пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, неподлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Порядок выдачи индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, не подлежащим федеральному государственному экологическому надзору разрешений на выбросы устанавливается Административным регламентом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденным Приказом Министерства от 20 апреля 2012 года N 143-п.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установлено, что определением от 4 декабря 2014 года N 2531 в связи с наличием в действиях ООО " "данные изъяты"" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило обращение гражданина в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан через интернет-приемную официального портала Правительства Республики Татарстан о наличии задымления и запаха у производственного корпуса ООО " "данные изъяты"".
По результатам административного расследования на предмет соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды специалистом Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу, в 10 часов 31 минуту 8 декабря 2014 года установлен факт выброса Обществом, расположенным по адресу: "адрес", вредных веществ (бензола, ксилолов) в атмосферный воздух без специального разрешения.
В рамках проведённого административного расследования специалистами Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, в присутствии понятых Д.П. С. и М.М. К., осуществлен отбор проб выбросов на территории производственного цеха ООО " "данные изъяты"", о чем составлен протокол от 8 декабря 2014 года КХА N ... результатов анализа промышленных выбросов в атмосферный воздух.
Данный протокол содержит результаты количественного химического анализа выбросов, производимых производственным прессом.
Кроме того, факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается: протоколом осмотра принадлежащей юридическому лицу территории; письменными объяснениями директора С.С. Латипова.
Из протокола об административном правонарушении следует, что директор Общества С.С. Латипов вину в совершении административного правонарушения признал, указав, что "при изготовлении резино-технических изделий осуществляется выброс, о том, что требуется разрешение он не знал".
Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, уполномоченным должностным лицом и содержит все необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении сведения. Существенных процессуальных нарушений, которые могли бы свидетельствовать о недопустимости данного протокола в качестве доказательства, в материалах дела не усматривается.
При таких обстоятельствах ООО " "данные изъяты"" правомерно привлечено к административной ответственности, и ему назначено наказание в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, как это предусмотрено, в частности частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьёй 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение индивидуального - учитывающего характера административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Данным Постановлением положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьёй 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные в частности частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
В судебном заседании защитник ООО " "данные изъяты"" А.А. Рябов свои требования уточнил, просил с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, снизить размер штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 100000 рублей.
В обоснование своих доводов А.А. Рябов представил акт сверки взаимных расчетов с обществом с ограниченной ответственностью "РезиноТехКомплект-С" о наличии задолженности в размере 5684265,31 рулей.
При таких обстоятельствах, с учетом финансового положения ООО " "данные изъяты"" и обстоятельств дела, назначенный постановлением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 декабря 2014 года, размер административного штрафа подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.7- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" С.С. Латипова удовлетворить частично.
Постановление Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 декабря 2014 года вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизить размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.
В остальной части указанное постановление судьи городского суда оставить без изменения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.