Судья Верховного Суда Республики Татарстан Миндубаев М.Н.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Берксона ФИО7 на решение судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2014 года, вынесенное в отношении ООО "Амина" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Проверив материалы дела, выслушав защитника Берксона С.Ю., поддержавшего жалобу, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя Главного Государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы от 11 сентября 2014 года ООО "Амина" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан защитник Берксон С.Ю. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 11 Закона установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Федеральный закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе и радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу пункта 3.7 СанПин 2.17.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должно иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается её присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 1999 года "Об охране атмосферного воздуха" N 96-ФЗ хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что 26 июня 2014 года Камской транспортной прокуратурой с привлечением в качестве специалиста государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Колесовой О.А. в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды на предприятиях водного вида транспорта, а именно на базе для погрузки-выгрузки материалов на участке береговой полосы р. Криуша Елабужского муниципального района (кадастровый номер N "данные изъяты") допущен сброс отходов на почву в виде металлических бочек из-под масла, отходов резины (отработанные покрышки), металлолома, деревоотходов, остатков тканей (обтирочный материал, тряпье), а также сжигание отходов производства и потребления без применения специальных установок.
Факт совершения ООО "Амина" административного правонарушения подтверждается: постановлением Камского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 1 августа 2014 года, актом мониторинга от 26 июня 2014 года, фотоматериалами, а также иными доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении.
Представленные по делу и приведенные в решении судьи доказательства были получены в установленном законом порядке и оценены судьёй в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах ООО "Амина" правомерно привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ООО "Амина" не причастно к совершённому административному правонарушению, нельзя признать убедительными, поскольку вышеперечисленные доказательства подтверждают выводы судьи.
Доводы защитника ООО "Амина" Берксона С.Ю. направлены на переоценку обстоятельств, произошедшего события и представленных доказательств.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из постановления Камского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 1 августа 2014 года, его копия была вручена руководителю ООО "Амина" Папонину С.В., права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 25.1, 25.5 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации разъяснены, что подтверждается подписью указанного должностного лица.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела об административном правонарушении указанный в части 1 статьи 1.6 КоАП РФ порядок должностным лицом нарушен не был, поскольку на стадии возбуждения дела об административном правонарушении были предприняты необходимые меры для соблюдения процессуальных прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность принятого судебного решения и не могут повлечь его отмену.
Предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения решения судьи не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
постановление судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2014 года по данному делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Амина" Берксона С.Ю. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.