судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Ярусова Е.Ю. к Главному управлению МВД России по Красноярскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Красноярскому краю
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 27 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Обязать Главное управление МВД России по Красноярскому краю поставить Ярусова Е.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 15 января 2013 года.
Взыскать с Главного управления МВД России по Красноярскому краю в пользу Ярусова Е.Ю. судебные расходы на оказание юридических услуг в размере "данные изъяты"
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ярусов Е.Ю. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Красноярскому краю о возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Свои требования (с учетом уточнений) мотивировал тем, что проходил службу в органах внутренних дел непрерывно в период с 15.08.1997 года по 13.04.2012 года на различных должностях. В период прохождения службы 26.03.2002 года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в "данные изъяты" 08.01.2013 года он обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив пакет необходимых документов. Впоследствии 5 февраля, 3 марта, 6 марта, 10 июня 2013 года им были представлены аналогичные заявления, которые ответчиком к рассмотрению приняты не были. Между тем, в силу действующего законодательства он, как сотрудник, прослуживший в органах внутренних дел свыше 10 лет и принятый на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01.03.2005 года, имеет право получения от ответчика жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей жилого помещения в муниципальную собственность, либо на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В указанной связи Ярусов Е.Ю. просил суд признать его право на получение единовременной социальной выплаты, обязать ответчика принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления, то есть с 08.01.2013 года, а так же взыскать с ответчика понесенные им по делу судебные расходы на оплату юридических услуг в размере "данные изъяты"
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Красноярскому краю просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права и неправильным определением фактических обстоятельств дела. Указывает на отсутствие предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца, так как материалами дела подтверждается, что на момент обращения Ярусова Е.Ю. в ГУ МВД России по Красноярскому краю с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также на момент принятия решения судом истец не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ МВД России по Красноярскому краю Гоголь Т.В. (доверенность от 12.01.2015 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Ярусова Е.Ю., его представителя Шульгину Ю.В., просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 ст.4).
В соответствии с частью 6 указанной статьи право на получение единовременной социальной выплаты сохраняют граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, которые приняты в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Исходя из положения ст. 6 приведенного Закона сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Частью 2 этой же статьи установлено, что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата.
Из приведенных норм закона следует, что сотрудник, уволенный со службы в органах внутренних дел и принятый на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел до 1 марта 2005г., вправе, по своему выбору, получить жилое помещение жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность, или единовременную социальную выплату, предоставляемую по правилам ст.4 Федерального закона N247-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников (далее - органы), в том числе:
сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Пунктами 5,10,11,12,14 Правил установлены: порядок принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, перечень документов, функции комиссии, образованной для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия их на учет.
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (пункт15 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных материальным законом оснований для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с 15 января 2013 года.
Данный вывод подтверждается имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с 15 августа 1997года по 13 апреля 201 2года истец проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях. Уволен приказом Отдела МВД России по "данные изъяты" N N/с от 13.04.2012 по п.4 ст.82 Федерального закона N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Истец 15.01.2013 года представил в ГУ МВД России по Красноярскому краю заявление о постановке его на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с приложением ряда документов, которое было рассмотрено управлением организации тылового обеспечения и возвращено истцу с письменным ответом, из которого следует, что заявление будет принято к рассмотрению жилищно- бытовой комиссией после предоставления полного пакета документов, в том числе выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствующим территориальным органом МВД России до 01.03.2005 года.
Впоследствии истец неоднократно, 03 и 06 марта, 10 июня 2013 года обращался к ответчику с заявлениями о постановке его на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, однако его заявления на рассмотрение комиссии жилищно-бытовой комиссии не передавались, о чем ему давались соответствующие ответы.
Из материалов дела следует, что решением от 18.03.2003 года жилищно- бытовой комиссии "данные изъяты", где в указанный период времени проходил службу истец, утвержден список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящих на учете в "данные изъяты" на 2003 год, под N 9 указан Ярусов Е.Ю.
Решением жилищно-бытовой комиссии "данные изъяты" России от 15.04.2014 года установлен факт необоснованного снятия Ярусова Е.Ю. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец признан состоящим на учете на улучшение жилищных условий с даты подачи рапорта от 26.03.2002 по номером 1 составом семьи 1 человек.
Принимая во внимание, что истец был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, ранее жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья ему не предоставлялись, на праве собственности либо на условиях социального найма жилья не имеет, что не оспаривается сторонами, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец в силу приведенных выше положений ст.ст. 4, 6 Федерального закона N247-ФЗ, с учетом выраженного им волеизъявления, имеет право на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Поскольку истец обратился в соответствующий орган с заявлением 15 января 2013 года, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с указанной даты.
Доводы представителя ответчика о том, что при первоначальном обращении истцом не был представлен полный пакет документов, в связи с чем заявление истца не было рассмотрено, исследовались судом первой инстанции, который признал их несостоятельными, указав, что ответчиком, в нарушение приведенных положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, заявление истца не было передано на рассмотрение уполномоченному органу - жилищной комиссии, которая, в свою очередь, для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты, вправе была направить предложить истцу представить необходимые документы. Приведенные нормативные правовые акты не предусматривают такого основания для возвращения заявления о постановке на учет без рассмотрения, как непредставление какого- либо документа.
Ссылка представителя ответчика на протокол жилищно-бытовой комиссии "данные изъяты" от 27.10.2014 года, которым истец снят с учета на улучшение жилищных условий с 15.05.2005 года, так же обоснованно не была принята во внимание судом, поскольку юридически значимым обстоятельством в данном случае является то обстоятельство, что истец был поставлен на учет до 01.03.2005 года, и обстоятельства, послужившие основанием для постановки его на учет, не изменились. Кроме того, на дату принятия решения от 27.10.2014 года истец не являлся сотрудником "данные изъяты".
Доводы апелляционной жалобы ответчика, направленные на оспаривание выводов суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для признания за истцом права на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения и возложении обязанности на ответчика поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, судебная коллегия не может признать состоятельными, так как отсутствуют основания для иной оценки имеющихся в деле и представленных сторонами доказательств.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 27 ноября 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ МВД России по Красноярскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.