Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.,
судей Аняновой О.П., Самыгиной С.Л.
при секретаре Тягнирядно Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оганесяна А.Г. об оспаривании отказа УФМС России по Белгородской области в принятии документов для приема в гражданство Российской Федерации
по апелляционной жалобе Оганесяна А.Г.
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 07.11.2014.
Заслушав доклад судьи Самыгиной С.Л., объяснения Оганесяна А.Г. и его представителя адвоката Панасенко В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя УФМС России по Белгородской области Масалытиной Ю.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
вступившим в законную силу решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 21.07.2014 отказано в удовлетворении требований Оганесяна А.Г. об оспаривании отказа должностных лиц УФМС России по Белгородской области в принятии документов о приёме в гражданство Российской Федерации в апреле 2014 года. Суд посчитал недоказанными факты обращения лица с заявлением о приёме в гражданство и отказа в принятии документов в указанный период времени, пришёл к выводу о том, что заявитель обращался только по вопросу предоставления ему консультации на личном приёме.
12.08.2014 Оганесян А.Г. обратился в УФМС России по Белгородской области с письменным заявлением, в котором просил сообщить ему письменно, может ли он сдать документы для приёма в гражданство Российской Федерации.
В письме от 25.08.2014 N миграционный орган разъяснил Оганесяну А.Г. положения статьи 41.3 Федерального закона от 31.05.2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" об условиях приёма в гражданство Российской Федерации; констатировал факт обращения заявителя с просьбой о выходе из гражданства *** и наличие Указа Президента *** N от 24.01.2012 о выходе Оганесяна А.Г. из гражданства ***, но посчитал, что отсутствие данных о вступлении в силу названного документа препятствует обращению с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации; предложил воспользоваться правом на обращение с заявлением о приёме в гражданство по другому основанию - в порядке пункта "а" части 1 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N62-ФЗ в связи с наличием отца - гражданина Российской Федерации.
Оганесян А.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия сотрудников УФМС России по Белгородской области, отказавших в принятии документов для приёма в гражданство Российской Федерации, возложить на должностных лиц миграционного органа обязанность принять у него соответствующие документы.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Оганесян А.Г. просит отменить судебный акт как постановленный при неправильном применении норм материального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив их по материалам дела, судебная коллегия признаёт решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Суд удовлетворяет такого рода требование, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону либо иному нормативному правовому акту и одновременно нарушает права либо свободы заявителя (часть 1 статьи 254, части 4 статьи 258 ГПК Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия сотрудников указанного органа были осуществлены в рамках предоставленных полномочий с соблюдением установленного действующим законодательством порядка, не нарушили права заявителя.
Судебная коллегия считает данный вывод неправильным, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не основан на положениях действующего законодательства.
Никем не оспорено, что в августе 2014 года заявитель обращался в уполномоченный орган с заявлением по вопросу приёма в гражданство Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьёй 41.3 Федерального закона от 31.05.2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"; ему отказано в принятии заявления и приложенных к нему документов.
Признание УФМС России по Белгородской области в письменных возражениях на заявление и апелляционную жалобу обстоятельств, на которых Оганесян А.Г. основывает свои требования, освобождает последнего от необходимости дальнейшего их доказывания (часть 2 статьи 68 ГПК Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41.3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" лица, указанные в части 1 статьи 41.1 названного Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учёта требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 этого же Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 указанного Федерального закона.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 41.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" к указанным лицам относятся дееспособные лица, состоявшие на 05.09.1991 в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 01.11.2002, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
Действующим законодательством, регулирующим правоотношения, связанные с гражданством Российской Федерации, предусмотрено, что для инициирования рассмотрения вопроса о приёме в гражданство Российской Федерации заинтересованному лицу необходимо обратиться с заявлением соответствующей формы с приложением других документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации, с соблюдением порядка их подачи, определенного Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N1325 (далее - Положение).
Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (пункт 8 Положения). Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю (пункт 9 Положения). При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" оформляется решение об отклонении заявления.
Перечни документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации, приведены в разделах II и II.1 Положения.
Согласно пункту 22.4. Положения вместе с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 41.3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" должны быть представлены: документ, удостоверяющий личность заявителя; свидетельство о рождении заявителя; свидетельства о рождении несовершеннолетних детей заявителя, а также (при наличии) паспорта детей (в случае приема их в гражданство Российской Федерации одновременно с заявителем); согласие каждого ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прием его в гражданство Российской Федерации, оформленное в соответствии с абзацем 3 пункта 5 Положения; свидетельство о рождении недееспособного лица, его паспорт (при наличии), акт органов опеки и попечительства о назначении заявителя опекуном или попечителем недееспособного лица, решение суда о признании лица недееспособным (в случае приема его в гражданство Российской Федерации одновременно с заявителем); один из перечисленных в абзаце 3 пункта 10 Положения документов или иной документ, которые подтверждают прибытие заявителя в Российскую Федерацию до 01.11.2002 для проживания и его нахождение на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением, а при отсутствии этих документов в заявлении указываются сведения, предусмотренные абзацем 3 пункта 10 Положения; один из перечисленных в абзаце 5 подпункта "б" пункта 14 Положения документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом; один из перечисленных в абзаце 5 пункта 10 Положения документов, подтверждающих обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, а также квитанция о заказном почтовом отправлении (при направлении обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение), за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется.
В абзаце 5 пункта 10 Положения указано, что документом, подтверждающим обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. В случае направления обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте представляется также квитанция о заказном почтовом отправлении.
Перечень документов, указанных в пункте 22.4 Положения, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с пунктом 16 Административного регламента исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 19.03.2008 N64, на основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо: принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий.
Как усматривается из письма УФМС России по Белгородской области от 25.08.2014 N, возражений на заявление и апелляционную жалобу, единственным препятствием в принятии заявления Оганесяна А.Г. о приёме в гражданство Российской Федерации на основании статьи 41.3 Федерального закона от 31.05.2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" является отсутствие сведений о вступлении в действие Указа Президента *** N от 24.01.2012 о выходе заявителя из гражданства ***.
Между тем, необходимость предоставления документов о вступлении в действие решений уполномоченных органов иностранных государств о выходе заявителей из гражданства данных государств в пункте 22.4 Положения не указана.
Поскольку УФМС России по Белгородской области подтверждает факт обращения Оганесяна А.Г. в уполномоченные органы с заявлением об отказе от имеющегося гражданства *** и не приводит каких-либо иных оснований для отказа в принятии документов, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности отказа названного государственного органа в принятии документов Оганесяна А.Г. о приёме в гражданство Российской Федерации на основании статьи 41.3 Федерального закона от 31.05.2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", нарушающего права заявителя на обращение в компетентный орган Российской Федерации по вопросу о приёме в гражданство Российской Федерации.
Срок обращения заявителя в суд с заявленными требованиями соблюден. Решение об отказе в принятии документов заявителю, содержащееся в письме от 25.08.2014, оспорено им в суд 15.10.2014.
Согласно руководящим разъяснениям судебной практики, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает правильным возложить на должностных лиц УФМС России по Белгородской области обязанность принять у Оганесяна А.Г. заявление о приёме в гражданство Российской Федерации на основании статьи 41.3 Федерального закона от 31.05.2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и приложенные к нему документы.
Незаконное и необоснованное решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 328, статьи 329, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 07.11.2014 по гражданскому делу по заявлению Оганесяна А.Г. об оспаривании отказа УФМС России по Белгородской области в принятии документов для приёма в гражданство Российской Федерации отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ УФМС России по Белгородской области в принятии документов Оганесяна А.Г. для приёма в гражданство Российской Федерации.
Возложить на должностных лиц УФМС России по Белгородской области обязанность принять у Оганесяна А.Г. документы о приёме в гражданство Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.