Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Богониной В.Н., Зюзюкина А.Н.,
при секретаре Власенко П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Борисовского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Областному казенному учреждению "Борисовский районный центр занятости" о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
по апелляционной жалобе Областного казенного учреждения "Борисовский районный центр занятости"
на решение Борисовского районного суда Белгородской области от 25 ноября 2014 года
Заслушав доклад судьи Богониной В.Н., объяснения "данные изъяты" Областного казенного учреждения "Борисовский районный центр занятости" Соколова Н.О., поддержавшего доводы, изложенные в жалобе, прокурора Кошмановой Я.В., считавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурором Борисовского района (истец), в ходе осуществления проверки исполнения требований законодательства РФ о социальной защите и охране прав инвалидов, включая детей-инвалидов, установлены нарушения законодательства со стороны Областного казенного учреждения "Борисовский районный центр занятости" (ответчик), заключающиеся в следующем.
Вход в помещение центра занятости, расположенного по адресу: "адрес", представляет собой крыльцо, состоящее из восьми вертикальных ступеней, при этом, вход не оборудован пандусом, с использованием которого в учреждение возможен въезд инвалидов-колясочников (лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными бездействия ответчика по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, возложить на ответчика обязанность принять меры по устранению нарушения федерального законодательства в области социальной защиты инвалидов.
Решением суда на ответчика возложена обязанность в срок до "данные изъяты" устранить в полном объеме допущенные нарушения путем оборудования входа в помещение Областного казенного учреждения "Борисовский районный центр занятости населения" пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов в учреждение.
Ответчик, не согласившись с решением, подал апелляционную жалобу. Считает, что суд не принял во внимание возможность причинение вреда жизни и здоровью инвалидов-калясочников при использовании пандуса, невозможность построить пандус на имуществе, которое за ответчиком не закреплено. Просит об отмене решения и принятии нового решения по делу.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, по доводам жалобы, поданных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными з
аконами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, согласно которой в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными председателем Правительства Российской Федерации от 31.012013, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и положениями Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденная приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N605 и действующая с 1.01.2013.
Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
Аналогичные требования содержались в пунктах 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N73 и действовавших до 1.01.2013.
Как следует из материалов дела, прокурором Борисовского района была проведена проверка на предмет соблюдения ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой установлено, что в ОКУ "Борисовский районный центр занятости", расположенном в нежилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности Белгородской области, находящемся в оперативном управлении ОКУ "Борисовский районный центр занятости" (л.д. 4-7), не обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения, входная группа здания не оборудована пандусами, иными средствами подъема.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку всем представленным доказательствам, с учетом требований закона правомерно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности оборудовать вход в нежилое помещение ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения" в срок до "данные изъяты" пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов.
Довод в жалобе о том, что нежилое помещение, в котором расположено ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения" находится в собственности Белгородской области и обязанность по оборудованию входа в здание пандусом должна быть возложена на Белгородскую область, отклоняются по следующим основаниям.
Как установлено по делу, часть здания, вход в которую должен быть оборудован пандусом, находится в оперативном управлении Областного казенного учреждения "Борисовский районный центр занятости", и доступность этой части здания для маломобильных групп населения должна быть обеспечена Областным казенным учреждением "Борисовский районный центр занятости", который в силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания этого имущества.
В то же время судебная коллегия принимает во внимание ссылку в жалобе на то, что суд оставил без внимания довод об отсутствии технической возможности возведения пандуса с учетом особенности расположения входа в здание Областного казенного учреждения "Борисовский районный центр занятости населения" (главный вход выходит на проезжую часть по "адрес", крыльцо состоит из восьми вертикальных ступеней, перепланировка помещения центра занятости из-за расположения дверных проемов в несущих стенах невозможна, прохождение центральной теплотрассы и водопровода) (л.д. 13, 47-48).
Положениями статьи 15 (абз. 5) Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотрено, что в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Указанные выше нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
При этом невозможность возведения пандуса не исключает возможности установить иное подъемное устройство для беспрепятственного доступа инвалидов либо иных маломобильных групп населения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным изменить решение суда, дополнив резолютивную часть решения словами об оборудовании входа в помещение ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения" пандусом "или иным устройством для беспрепятственного доступа инвалидов в учреждение".
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, пунктом 2 статьи 328, пунктом 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Борисовского районного суда Белгородской области от 25 ноября 2014 года по делу по иску Прокурора Борисовского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Областному казенному учреждению "Борисовский районный центр занятости" о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры изменить.
Дополнить резолютивную часть решения словами об оборудовании входа в помещение ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения" "или иным устройством для беспрепятственного доступа инвалидов в учреждение".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.