Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес)-Югры в составе:
председательствующего (ФИО)6,
судей (ФИО)5, Начарова Д.В.,
при секретаре (ФИО)3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития (адрес) - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и присвоении звания "Ветеран труда" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры в присвоении звания "Ветеран труда" (ФИО)1.
Обязать Департамент социального развития (адрес) - Югры присвоить звание "Ветеран труда" (ФИО)1.
Взыскать с Департамента социального развития (адрес) - Югры в пользу (ФИО)1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей."
Заслушав доклад судьи (ФИО)5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития (адрес) - Югры (далее Департамент) о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении на ответчика обязанности по присвоению указанного звания. Исковые требования (ФИО)1 мотивированы следующим. Истец обратился в филиал КУ "Центр социальных выплат Югры" в (адрес) с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", указывая на то, что на основании решения Министерства нефтяной промышленности и президиума ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности награжден почетной грамотой Министерства нефтяной промышленности и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности за высокие производственные показатели, успешное выполнение плановых заданий и принятых социалистических обязательств. Почетная грамота относится к ведомственным наградам за труд и является основанием для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда". Однако ответчиком отказано истцу в присвоении звания со ссылкой на то, что почетная грамота не подтверждает награждение, поскольку отсутствует печать органа, осуществившего награждение, кроме того, грамота не относится к документам, установленным п. 2.3 приложения 1 к постановлению Правительства ХМАО-Югры от (дата) N124-п "О порядке присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес)-Югры" и выдачи удостоверений". (ФИО)1 считает отказ ответчика в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, влекущим нарушение его прав на получение соответствующих льгот.
В судебное заседание истец (ФИО)1, представитель Департамента не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания. Истец направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст. 7 Федерального закона РФ от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах", положений Закона (адрес) - Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре", ст. 85 БК РФ, постановления Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 103- (адрес) полагает, что судом не приняты во внимание нормы материального права, определяющие, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с этими полномочиями названные публично-правовые образования вправе самостоятельно утверждать соответствующий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Поскольку почетная грамота Министерства нефтяной промышленности и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности не предусмотрена Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 103-п, то отсутствуют основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного постановления.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения (ФИО)1 с настоящим иском в суд послужил неправомерный, по его мнению, отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры в присвоении звания "Ветеран труда".
Судом первой инстанции установлено, доводами жалобы не опровергается, что (ФИО)1 обратился в филиал КУ "Центр социальных выплат Югры" в (адрес) с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", ссылаясь на наличие у него ведомственной награды за труд - почетной грамоты Министерства нефтяной промышленности и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, которой он награжден на основании решения Министерства нефтяной промышленности и Президиума ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности от (дата) N486-к/4. Однако в присвоении звания "Ветеран труда" истцу было отказано по тем основаниям, что на почетной грамоте отсутствует печать органа, осуществившего награждение, грамота не относится к документам, предусмотренным постановлением Правительства ХМАО-Югры от (дата) N124-п "О порядке присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес)-Югры" и выдачи удостоверений".
Постанавливая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" (далее Закона N 5-ФЗ), согласно которым ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом (адрес) - Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" (подпункт 2 пункта 4 статьи 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
По смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 данного Закона.
В пределах предоставленных полномочий законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства ХМАО - Югры от (дата) N103-п), определившим исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения звания "Ветеран труда" гражданам субъекта.
Статья 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения наград, знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Как следует из представленной в материалы дела архивной выписки, истец награжден почетной грамотой Министерства нефтяной промышленности и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности на основании решения Министерства нефтяной промышленности и Президиума ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности министерства нефтяной промышленности от (дата) N486-к/4 за высокие производственные показатели, успешное выполнение плановых заданий и принятых социалистических обязательств. Из чего следует, что указанная почётная грамота является ведомственной наградой за добросовестный труд.
Кроме того, предоставленной архивной выпиской ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" подтверждается подлинность почётной грамоты, несмотря на отсутствие на ней соответствующей печати.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" и Законом (адрес) - Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" основания, а именно награждение ведомственной наградой за труд и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии у истца (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ему указанного звания.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Оспаривая решение суда в апелляционном порядке, ответчик приводит доводы, аналогичные представленным в суде первой инстанции возражениям против заявленных требований. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по приведенным выше основаниям обоснованно отклонены судом.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития (адрес)-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий (ФИО)6
Судьи: (ФИО)5
Начаров Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.