Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.
судей: Вороной Н.Л., Степановой М.Г.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Сургута в интересах (ФИО)1 к администрации города Сургута о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, третьи лица (ФИО)6, (ФИО)7,
по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Сургутского городского суда от 21 октября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Прокурора города Сургута в интересах (ФИО)1 к Администрации города Сургута о предоставлении в срок не позднее (дата) на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. - отказать".
Заслушав доклад судьи Степановой М.Г., объяснения (ФИО)1, (ФИО)7, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор (адрес) обратился в суд в интересах (ФИО)1 к администрации (адрес) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города по обращению (ФИО)6 в интересах своего несовершеннолетнего сына (ФИО)1, проживающего в (адрес) проведена проверка соблюдения жилищного законодательства администрацией (адрес). В результате проверки установлено, что (ФИО)1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание. Имеющееся у (ФИО)1 заболевание предусмотрено Перечнем заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817. (ФИО)1 на основании заявления от (дата) принят администрацией города Сургута на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включен во внеочередной список на основании постановления администрации города от (дата) N (номер)
Просит суд обязать ответчика в срок не позднее (дата) года предоставить (ФИО)1 на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м.
Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил заявление, согласно которого в связи с предоставлением в судебном заседании администрацией города документов о доходах и имуществе (ФИО)1., опровергающих обстоятельства, установленные в ходе прокурорской проверки, просил прекратить производство по делу.
В судебном заседании (ФИО)1 заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика просила суд в удовлетворении иска отказать
Третьи лица (ФИО)6 и (ФИО)7 заявленные прокурором требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе (ФИО)1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что наличие в собственности у его родителей земельных участков и квартиры не должно влиять на реализацию его прав. Кроме того, после постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на администрации лежала обязанность предоставить ему жилое помещение немедленно, данная обязанность не была исполнена.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация города Сургута просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В обоснование указывает, что признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим является необходимым элементом юридического состава, порождающего субъективное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в том числе вне очереди.
Прокурор о дате и времени рассмотрения дела судебной коллегией извещен надлежащим образом посредством телефонограммы.
(ФИО)1, третьи лица (ФИО)6, (ФИО)7 о дате и времени рассмотрения дела судебной коллегией извещены надлежащим образом посредством телефонограммы.
Представитель ответчика о дате и времени рассмотрения дела судебной коллегией извещен надлежащим образом посредством телефонограммы, в возражениях на апелляционную жалобу просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, (ФИО)1, согласно справки врачебной комиссии "данные изъяты" (номер) от (дата) года, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором согласно Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года невозможно совместное проживание. Согласно справки, имеющееся у (ФИО)1 заболевание предусмотрено Перечнем заболеваний, дающих лицам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер) (л.д. 18).
(ФИО)1 на основании заявления от (дата) Администрацией (адрес) принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включен во внеочередной список на основании постановления Администрации города от (дата) (номер) (л.д. 41).
(ФИО)1 проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес) родителями, братом и сестрой (всего 5 человек), что подтверждается справкой о составе семьи (л.д. 61, 115).
Согласно выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от (дата). выявлено, что в собственности у членов семьи (ФИО)1 находятся земельные участки (назначение - земли населенных пунктов) по адресам: Россия, (адрес), Россия, (адрес), Россия, (адрес), а также квартира квартира (жилое помещение - "данные изъяты" кв. м.) по адресу: Россия, (адрес) (л.д. 25-26, 30-31)
Управление учета и распределения жилья Администрации города в адрес (ФИО)1, (ФИО)6 направило уведомление от (дата). о необходимости прохождения перерегистрации на учете в качестве малоимущего, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставлении сведений о доходах за (дата) год всех членов семьи, а также сведений о стоимости налогооблагаемого имущества находящегося в собственности (л.д. 125).
Постановлением Администрации города от (дата) (номер) "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма" (ФИО)1 снят с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, в соответствии с п. 2, 6 ст. 56 ЖК РФ: предоставлена недостоверная информация о налогооблагаемом имуществе, не представлены акты оценки стоимости указанных земельных участков и жилого помещения (л.д. 129).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что (ФИО)1 не прошел перерегистрацию на учете в качестве малоимущего, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в управление учета и распределения жилья необходимые документы не предоставил, постановлением Администрации города от (дата) (номер) не оспорил, в связи с чем право на внеочередное получение на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не мене 33 кв.м. не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
В силу ч. 1,2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
На основании п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.04.2011г. N 551-0-0 "По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ч. 1 ст. 14, ч. 2 и 3 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с доводом возражений на апелляционную жалобу о том, что признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим является необходимым элементом юридического состава, порождающего субъективное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в том числе вне очереди.
В соответствии со ст. 14 Закона ХМАО-Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных правоотношений в ХМАО-Югре" (далее - Закон N 57-оз) органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа осуществляют учет граждан, отнесенных к категории малоимущих и признаваемых нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Отнесение граждан к категории малоимущих осуществляет орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом утверждаемого Закон N 57-оз порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению.
В силу ст. 20 Закона N 57-оз уполномоченные органы местного самоуправления, осуществляющие принятие на учет, ежегодно в срок с 1 февраля по 1 апреля текущего года проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В ходе перерегистрации органы, осуществляющие принятие на учет, вправе дополнительно проверять сведения о жилищных условиях очередников, кроме того, у состоящих на учете малоимущих граждан - сведения о размерах дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, и по результатам перерегистрации уточнять списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Подпунктами 2, 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием включения (ФИО)1 во внеочередной список малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, и указанное обстоятельство послужило основанием для снятия его с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (постановление администрации (адрес) от (дата), л.д. 129), на момент разрешения спора в суде первой инстанции он на учете нуждающихся не состоит, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сургутского городского суда от 21 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)1 - без удовлетворения.
Председательствующий судья Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.