Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес) - Югры в составе:
председательствующего судьи (ФИО)7,
судей (ФИО)6, Начарова Д.В.,
при секретаре (ФИО)3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес)-Югры, филиалу казённого учреждения (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" в городе Нефтеюганске о признании права на присвоение звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития (адрес)-Югры на решение Нефтеюганского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1, удовлетворить.
Признать право (ФИО)1, (дата) года рождения на присвоение звания "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи (ФИО)6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития (адрес) - Югры (далее Департамент), филиалу КУ (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" в (адрес) о признании права на присвоение звания "Ветеран труда". Исковые требования (ФИО)1 мотивированы следующим. (ФИО)1 обратилась в филиал КУ (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" в (адрес) с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", указывая на то, что на основании приказа Министра энергетики Российской Федерации награждена почетной грамотой Министерства энергетики за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Почетная грамота относится к ведомственным наградам за труд и является основанием для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда". Однако Департаментом отказано истцу в присвоении звания по причине того, что указанная почетная грамота не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от (дата) N 103-п. (ФИО)1 считает отказ ответчика в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, влекущим нарушение её прав на получение соответствующих льгот. В судебное заседание истец (ФИО)1 не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель истца (ФИО)4 исковые требования поддержала.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, представили письменные возражения.
Суд постановил вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития (адрес)-Югры просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст. 7 Федерального закона РФ от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах", положений Закона ХМАО-Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре", ст. 85 БК РФ, постановления Правительства ХМАО-Югры от (дата) N 103- (адрес) полагает, что судом не приняты во внимание нормы материального права, определяющие, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с этими полномочиями названные публично-правовые образования вправе самостоятельно утверждать соответствующий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Поскольку почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации не предусмотрена Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от (дата) N 103-п, то отсутствуют основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
На основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала необходимым в интересах законности проверить решение суда в полном объеме, выйдя за пределы доводов апелляционной жалобы, поскольку решение в части удовлетворения требования о признании права на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении филиала КУ (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" в (адрес) противоречит нормам права материального права, регулирующим указанные правоотношения, и является неисполнимым, что ведет к нарушению принципа обязательности судебных постановлений применительно к положениям ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения (ФИО)1 с настоящим иском в суд послужил неправомерный, по её мнению, отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры в присвоении звания "Ветеран труда".
Судом первой инстанции установлено, доводами жалобы не опровергается, что (ФИО)1 обратилась в уполномоченный орган с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", ссылаясь на наличие у неё ведомственной награды за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса Российской Федерации - почетной грамоты Министерства энергетики Российской Федерации, которой она была награждена на основании приказа Министра энергетики Российской Федерации N98-п от (дата). Однако в присвоении звания "Ветеран труда" истцу было отказано по тому основанию, что почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации не предусмотрена Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от (дата) N 103-п, в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Постанавливая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" (далее Закона N 5-ФЗ), согласно которым ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом ХМАО-Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" (подпункт 2 пункта 4 статьи 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
По смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 данного Закона.
В пределах предоставленных полномочий законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования (ФИО)1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства ХМАО - Югры от (дата) N103-п), определившим исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения звания "Ветеран труда" гражданам субъекта.
Статья 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения наград, знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от (дата) (номер) (в редакции от (дата)) почетная грамота отнесена к ведомственным наградам Министерства энергетики Российской Федерации.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" и Законом ХМАО-Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" основания, а именно награждение ведомственной наградой за труд и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии у истца права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ей указанного звания. Решение суда в данной части является законным и обоснованным.
При этом судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения исковых требований в отношении филиала КУ (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" в (адрес).
В соответствии со ст.1 Закона (адрес) - Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" порядок присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверений устанавливается Правительством (адрес) - Югры.
Постановлением Правительства (адрес)-Югры от (дата) N 142-п утвержден Порядок присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и выдачи удостоверений (далее Порядок).
В соответствии с пунктами 1.3, 4.1 указанного Порядка присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется Департаментом социального развития (адрес) - Югры, прием документов - казенным учреждением (адрес) - Югры "Центр социальных выплат", оформление удостоверения "Ветеран труда" - управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития (адрес) - Югры, выдача удостоверения - Центром социальных выплат.
Как следует из Положения о казенном учреждении (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" филиал в (адрес), филиал является обособленным подразделением казенного учреждения (адрес) - Югры "Центр социальных выплат", расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их части.
Филиал действует от имени казенного учреждения (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" и не является самостоятельным юридическим лицом (п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с указанными выше Порядком и Положением филиал казенного учреждения (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" не является уполномоченным органом по присвоению званий "Ветеран труда", что свидетельствует о том, что требование о признании права предъявлено к ненадлежащему ответчику.
Казенное учреждение (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" филиал в городе Нефтеюганске свои обязательства перед (ФИО)1 выполнило в полном объеме, приняв документы от истца и направив их для рассмотрения в Департамент.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требований (ФИО)1, заявленных к филиалу казенного учреждения (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" в (адрес) (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной выше части, судебная коллегия в соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (ФИО)1 о признании права на присвоение звания "Ветеран труда" к филиалу КУ (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" в (адрес).
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтеюганского районного суда от (дата) отменить в части удовлетворения искового требования (ФИО)1 о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", заявленного к филиалу казенного учреждения (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" в городе Нефтеюганске.
Принять в отмененной части новое решение, которым (ФИО)1 отказать в удовлетворении искового требования о признании права на присвоение звания "Ветеран труда" к филиалу казенного учреждения (адрес) - Югры "Центр социальных выплат" в городе Нефтеюганске.
Изменить резолютивную часть решения, изложив её в следующей редакции:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес)-Югры удовлетворить.
Признать право (ФИО)1 (дата) года рождения на присвоение звания "Ветеран труда".
Председательствующий судья (ФИО)7
Судьи: (ФИО)6
Начаров Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.