Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес)-Югры в составе:
председательствующего (ФИО)6,
судей (ФИО)5, Кульковой С.И.,
при секретаре (ФИО)3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры об обжаловании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития (адрес) - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания ветеран труда (ФИО)1; обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу (ФИО)1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200,0 рублей."
Заслушав доклад судьи (ФИО)5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития (адрес) - Югры (далее Департамент) о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности по присвоению указанного звания. Исковые требования (ФИО)1 мотивированы следующим. (ФИО)1 сдала в многофункциональный центр по (адрес) заявление о присвоении звания "Ветеран труда" с приложенными к нему документами. В заявлении истец указала, что на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников. Почетная грамота относится к ведомственным наградам за труд и является основанием для признания за (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда". Однако Департамент отказал истцу в присвоении звания по причине того, что указанная почетная грамота не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от (дата) N 103- (адрес) считает отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, влекущим нарушение ее прав на получение соответствующих льгот.
В судебное заседание истец (ФИО)1, представитель Департамента не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Истец просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст. 7 Федерального закона РФ от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах", положений Закона ХМАО-Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре", ст. 85 БК РФ, постановления Правительства ХМАО-Югры от (дата) N 103- (адрес) полагает, что судом не приняты во внимание нормы материального права, определяющие, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с этими полномочиями названные публично-правовые образования вправе самостоятельно утверждать соответствующий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Поскольку почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не предусмотрена Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от (дата) N 103-п, то отсутствуют основания для признания за истцом (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного постановления.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения (ФИО)1 с настоящим заявлением в суд послужил неправомерный, по ее мнению, отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры в присвоении звания "Ветеран труда".
Судом первой инстанции установлено, доводами жалобы не опровергается, что (ФИО)1 обратилась в уполномоченный орган с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", ссылаясь на наличие у нее ведомственной награды за труд - почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации, которой она была награждена на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N361/к-н от (дата). Однако в присвоении звания "Ветеран труда" истцу было отказано по тому основанию, что почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не предусмотрена Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от (дата) N 103-п, в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Постанавливая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" (далее Закона N 5-ФЗ), согласно которым ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом ХМАО-Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" (подпункт 2 пункта 4 статьи 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
По смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 данного Закона.
В пределах предоставленных полномочий законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования (ФИО)1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства ХМАО - Югры от (дата) N103-п), определившим исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения звания "Ветеран труда" гражданам субъекта.
Статья 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения наград, знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от (дата) (номер) "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации относится к ведомственным наградам за труд.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" и Законом ХМАО-Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" основания, а именно награждение ведомственной наградой за труд и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии у истца (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий Департамента по отказу в присвоении указанного звания.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Оспаривая решение суда в апелляционном порядке, Департамент социального развития ХМАО-Югры приводит доводы, аналогичные представленным в суде первой инстанции возражениям против заявленных требований. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по приведенным выше основаниям обоснованно отклонены судом.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития (адрес)-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий (ФИО)6
Судьи: (ФИО)5
Кулькова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.