Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Вороной Н.Л., Степановой М.Г.,
при секретаре Кривошеева М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецова В.Н. к администрации городского поселения Пойковский, департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района о признании незаконным решения об исключении из списка очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, восстановлении в Едином списке федерального реестра ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе Кузнецова В.Н. на решение Нефтеюганского районного суда от 05 ноября 2014 года, которым, в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Вороной Н.Л., объяснения представителя истца Перепелица Е.С., настаивающей на доводах апелляционной жалобы, представителя администрации городского поселения Пойковский Ихсановой А.А., возражающей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.Н. обратился в суд с иском к муниципальному учреждению администрации гп. Пойковский (далее - Администрация), департаменту имущественных отношений администрации Нефтеюганского района (далее - Департамент), после уточнения которого просил:
- признать незаконным и отменить решение заседания жилищно-бытовой комиссии Администрации от 15 мая 2014 года в части, касающейся его и членов его семьи;
- обязать Администрацию восстановить Кузнецова В.Н., Кузнецова А.В., Кузнецову З.К., в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- обязать Департамент восстановить его в Едином списке федерального реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Требование мотивировал тем, что является ветераном боевых действий в Демократической Республике Афганистан. С 20 января 2002 года состоял в Администрации в очереди на улучшение жилищных условий. Был включён в Список ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года.
В 2010 году с семьей приобрел в совместную долевую собственность квартиру по адресу: гп. Пойковский, микрорайон Дорожник, д. 6, кв. 16, для чего взял ипотечный кредит на срок до 21 мая 2025 года.
По предложению Департамента написал заявление о предоставлении жилищной субсидии в 2014 году, однако получил отказ, обоснованный тем, что решением жилищно-бытовой комиссии Администрации от 15 мая 2014 года снят с учета и исключен из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Мотив снятия - утрата оснований, которые до введения в действия Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Считал, что право на государственную меру социальной поддержки в виде субсидии из федерального бюджета на погашение ссудной задолженности по полученным банковским кредитам, направленным на приобретение жилья, Администрация не может отменить. Он может быть снят с учёта только после полного погашения ипотечного кредита.
Кузнецов В.Н. в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя, Перепелица Е.С., которая иск поддержала.
Представители Администрации и Департамента иск не признали, указав, что, приобретя квартиру, семья Кузнецовых улучшила жилищные условия, в связи с чем утратила статус нуждающейся в жилом помещении. Соответственно, они утратили право, как состоять на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, так и на субсидию, предоставляемую на приобретение жилого помещения.
Третье лицо, департамент строительства ХМАО-Югры, своего представителя в суд не правил, просил учесть отзыв на иск, в котором выразил несогласие с требованием истца, как не соответствующим закону.
Судом постановлено решение, об отмене которого и принятии нового об удовлетворении иска просит в апелляционной жалобе Кузнецов В.Н.
В обоснование жалобы ссылается на неверное определение судом обстоятельств имеющих значение для дела. Он, как ветеран боевых действий состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 2002 года. До мая 2010 года социальная выплата ему не предоставлялась и жилищные условия не улучшались. Не имея возможности приобрести жилое помещения за счет собственных средств, приобрел его в долг в совместную долевую собственность, по ипотеке, в общем порядке, не участвуя в каких-либо льготных программах. Положениями ст.16, п.3.2 ст.23.2 Закона о ветеранах, пп.2 п. 3.12 Постановления Правительства ХМАО-Югры N237-п от 10 октября 2006 года предусмотрено перечисление субсидии на погашение ссудной задолженности по кредиту, направленному на приобретение жилого помещения, в котором за ветераном оформлена доля в праве собственности. Таким образом, определяющим обстоятельством является факт получения кредита на приобретение жилья в целях улучшения жилищных условий. Следовательно, вывод суда о том, что лицо льготной категории, получившее кредит на приобретение жилья и тем самым улучшив свои жилищные условия должно быть, исключено из очереди без каких-либо выплат, противоречит вышеуказанным нормам и является незаконным.
В направленных возражениях Администрация и Департамент считают решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился; ответчик Департамент, третье лицо департамент строительства ХМАО-Югры,- своих представителей не направили. Руководствуясь ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие, поскольку о слушании дела в суде апелляционной инстанции они были извещена надлежащим образом.
Выслушав представителей истца и Администрации, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части, исходя из следующего.
Фактические обстоятельства дела судом установлены правильно и не оспариваются истцом.
Суд, установив, что семья истца приобрела в общую долевую собственность квартиру по адресу: гп Пойковский, мик-он Дорожник, д.6, кв. 16, общей площадью 61,7 кв.м., сделал правильный, основанный на приведённых в решении нормах жилищного законодательства, вывод об утрате истцом статуса нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Соответственно, решение Администрации о снятии Кузнецова с семьёй с учёта нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отвечает ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем, судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы истца о наличии права на получение субсидии, предоставление которой ему, как ветерану боевых действий, было возможно в 2014 году.
Департамент письмом от 15 апреля 2014 года поставил истца в известность о возможности получения субсидии в 2014 году в размере 731 530 рублей (л.д.12).
Распоряжением Администрации от 20 мая 2014 года семья Кузнецовых исключена из списка очерёдности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.39-53). Сославшись на данное распоряжение, как основание для исключения Кузнецова В.Н. из Единого списка федерального реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года (далее - Единый список), Департамент отказал в предоставлении субсидии (л.д.14).
В исковом заявлении Кузнецов В.Н. просил обязать Департамент восстановить в Едином списке, сославшись на то, что имеет ссудную задолженность по полученному банковскому кредиту, направленному на приобретение вышеназванной квартиры.
Суд первой инстанции, придя к выводу об обоснованности решения Администрации о снятии истца с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказал и в удовлетворения иска в части требования к Департаменту, оставив без обсуждения приведённый выше довод искового заявления.
Между тем, исходя из существа иска, он заявлен исключительно в целях получения Кузнецовым В.Н. субсидии, установленной для ветеранов боевых действий в рамках Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон О ветеранах).
Согласно п.п.3 п.1 ст.16 Закона О ветеранах жильём за счёт средств федерального бюджета обеспечиваются ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года, в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Пунктом 11 названной статьи предусмотрено, что определение порядка единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам боевых действия, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В Хаты-Мансийском автономном округе - Югре такой порядок установлен постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 N 237-п, утвердившим Положение "О порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для приобретения жилых помещений в собственность" (далее - Положение).
В соответствии с п.3.3 Положения субсидия может быть использована на погашение ссудной задолженности по полученным банковским (иным) кредитам, направленным на приобретение (строительство) жилого помещения по заключенным договорам при наличии доли собственности гражданина в приобретаемом (строящемся) жилом помещении.
Согласно п/п.2 п.3.12 Положения, перечисление субсидий осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа местного самоуправления на погашение ссудной задолженности по полученным банковским (иным) кредитам, направленным на приобретение (строительство) жилого помещения, на счет банка, кредитной организации или иной организации, предоставившей банковский (иной) кредит, в соответствии с реквизитами, указанными в договоре, заключенном при наличии доли собственности гражданина в приобретаемом (строящемся) жилом помещении.
В силу п.3.13 Положения для перечисления субсидии гражданин представляет в уполномоченный орган местного самоуправления оригиналы и копии договора на приобретение (строительство) жилья, кредитного договора, договора займа, заключенных получателями субсидий. Договоры на приобретение (строительство) жилья, подлежащие в соответствии с действующим законодательством государственной регистрации, должны быть зарегистрированы в установленном порядке, кредитный договор, договор займа должны быть оформлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Копии документов заверяются лицом, принимающим документы, после чего оригиналы возвращаются гражданам.
Из буквального толкования приведённых норм следует, что субсидия может быть предоставлена ветерану, приобретшему самостоятельно жилое помещение с помощью заёмных средств, и на момент предоставления субсидии имеющему долговые обязательства по кредитному договору, заключённому для приобретения этого жилого помещения.
Из дела следует, что Кузнецов В.Н. с супругой приобрели спорную квартиру с использованием кредитных средств ОАО "Сбербанк России" по договору от 14 мая 2010 года в общем порядке. Согласно договору, ипотечный кредит составил 1 600 000 рублей под 16% годовых; после государственной регистрации ипотеки спорной квартиры в пользу кредитора, её страхования в пользу кредитора от риска утраты на сумму 2 200 000 рублей процентная ставка составит 14,5% годовых. Кредит взят сроком до 21 мая 2025 года (л.д.19-25).
Приобретённая квартира оформлена в долевую собственность супругов и их сына по 1/3 доли в праве собственности (л.д.27-28).
Как видно, квартиру Кузнецовы приобрели в целях улучшения жилищных условий после того, как истец был включён в Единый список. На момент рассмотрения дела в суде у него имеется ссудная задолженность по полученному банковскому кредиту, направленному на приобретение спорной квартиры.
При таких обстоятельствах истец имеет право на получение субсидии для направления в ОАО "Сбербанк России" на погашение его основной ссудной задолженности по кредитному договору N 60659 от 14 мая 2010 года, полученному на приобретение квартиры.
С учётом изложенного, применительно к настоящему делу, сам по себе факт исключения Администрацией семьи истца из очерёдности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, свидетельствует об утрате ими права на получение жилого помещения по договору социального найма, а не об отсутствии у истца права на получение субсидии.
Поскольку субсидия предоставляется ветерану боевых действий, состоящему в Едином списке, требование истца о понуждении Департамента восстановить его в указанном списке следует признать надлежащим способом восстановления нарушенного права, в связи с чем - подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного решение суда в части разрешения иска к Департаменту подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда от 05 ноября 2014 года отменить в части отказа Кузнецову В.Н. в иске к департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района о восстановлении в Едином федерального реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Принять новое решение. Обязать департамент имущественных отношений Нефтеюганского района восстановить Кузнецова В.Н. в Едином федеральном реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.