Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес)-Югры в составе:
председательствующего (ФИО)6,
судей (ФИО)5, Максименко И.В.,
при секретаре (ФИО)4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития (адрес) - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес)-Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития (адрес)-Югры 15-Исх-12606 от 11.08.2014. (протокол (номер) от 30.07.2014.) в присвоении (ФИО)1 звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития (адрес)-Югры присвоить звание "Ветеран труда" (ФИО)1.
Взыскать с Департамента социального развития (адрес)-Югры в пользу (ФИО)1 200 рублей в счет оплаченной государственной пошлины."
Заслушав доклад судьи (ФИО)5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития (адрес) - Югры (далее Департамент) о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении на ответчика обязанности по присвоению указанного звания. Исковые требования (ФИО)1 мотивированы следующим. На основании приказа Министра энергетики РФ она награждена благодарностью Министерства энергетики РФ за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса. Благодарность относится к ведомственным наградам за труд и является основанием для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда". Однако ответчиком отказано истцу в присвоении звания по причине того, что указанная благодарность не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 103-п. (ФИО)1 считает отказ ответчика в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, влекущим нарушение её прав на получение соответствующих льгот.
В судебное заседание истец (ФИО)1, представитель Департамента не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Истец направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст. 7 Федерального закона РФ от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах", положений Закона (адрес) - Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре", ст. 85 БК РФ, постановления Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 103- (адрес) полагает, что судом не приняты во внимание нормы материального права, определяющие, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с этими полномочиями названные публично-правовые образования вправе самостоятельно утверждать соответствующий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Поскольку благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не предусмотрена Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 103-п, то отсутствуют основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного постановления.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения (ФИО)1 с настоящим иском в суд послужил неправомерный, по её мнению, отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры в присвоении звания "Ветеран труда".
Судом первой инстанции установлено, доводами жалобы не опровергается, что (ФИО)1 обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", ссылаясь на наличие у неё ведомственной награды за труд - благодарности Министерства энергетики Российской Федерации, которой она награждена на основании приказа Министра энергетики Российской Федерации N 91п от (дата). Однако в присвоении звания "Ветеран труда" истцу было отказано по тому основанию, что благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не предусмотрена Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 103-п, в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Постанавливая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" (далее Закона N 5-ФЗ), согласно которым ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом (адрес) - Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" (подпункт 2 пункта 4 статьи 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
По смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 данного Закона.
В пределах предоставленных полномочий законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования (ФИО)1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N103-п), определившим исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения звания "Ветеран труда" гражданам субъекта.
Статья 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения наград, знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от (дата) (номер) (в редакции от (дата) г.) благодарность отнесена к ведомственным наградам Министерства энергетики Российской Федерации.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" и Законом (адрес) - Югры от (дата) N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" основания, а именно награждение ведомственной наградой за труд и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии у истца (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ей указанного звания.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Оспаривая решение суда в апелляционном порядке, ответчик приводит доводы, аналогичные представленным в суде первой инстанции возражениям против заявленных требований. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по приведенным выше основаниям обоснованно отклонены судом.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития (адрес) - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий (ФИО)6
Судьи: (ФИО)5
Максименко И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.