Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Бурашниковой Н.А., Курохтина Ю.А.,
при секретаре: Кочетыговой Г.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 февраля 2015 года гражданское дело по иску Шафрановой Н.В, к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в специальный трудовой стаж периодов работы и досрочном назначении трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Шафрановой Н.В. на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 10 ноября 2014 года
Заслушав доклад судьи Бурашниковой Н.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шафранова Н.В. 27.01.2014 года обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о дорочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с осуществлением ею *** деятельности.
Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 09.04.2014 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Шафрановой Н.В. было отказано в связи с отсутствием 30-летнего стажа на соответствующих видах работ.
В стаж лечебной деятельности Шафрановой Н.В. не были засчитаны периоды работы:
- с 02.01.1989г. по 01.03.1989 г. - период нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы в должности врача ***
- с 13.11.1989г. по 31.12.1989 г. - период нахождения в командировке с сохранением заработной платы в должности ***;
- с 12.09.1994г. по 31.12.1994г. - период отпуска по уходу за ребенком;
- с 27.09.1996г. по 24.02.1998г. - период работы в должности ***;
- с 01.11.1999 г. по 05.02.2000 г. - в должности ***;
- с 06.02.2000г. по 18.03.2000г. - период нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы в должности ***;
- с 19.03.2000г. по 02.10.2000г. в должности ***
- с 15.11.2004г. по 25.12.2004г. - курсы повышения квалификации в период работы ***
- с 26.10.2009г. по 05.12.2009г. - нахождение на курсах повышения квалификации в период работы в должности ***
Всего в стаж лечебной деятельности Шафрановой Н.В. было засчитано 22 года 9 месяцев 27 дней, не засчитано - 3 года 6 месяцев 07 дней.
Не согласившись с решением пенсионного органа, Шафранова Н.В. обратилась в Ленинский районный суд с иском о включении периодов работы в специальный стаж и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с осуществлением ею лечебной деятельности. Просила суд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не засчитанные пенсионным органом периоды работы, поскольку все это время она осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения. Периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации также считает подлежащими включению в специальный стаж в соответствии со ст. 187 ТК РФ, п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст.ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ *** от 11.02.2002г. Период работы в сельской местности в *** истец просила включить в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца).
Кроме того, на основании ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990г. N 340 "О государственных пенсиях в РФ", ст. 28 Закона РФ от 19.02.1993г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Шафранова Н.В. просила включить ей в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) период её работы в учреждениях здравоохранения в г. Петропавловск-Камчатский с 01.08.1986 года по 31.12.1994 года, который в нарушение требований вышеуказанных актов законодательства был включен ответчиком в её стаж в календарном исчислении.
Полагая, что на момент обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости она выработала 30-летний стаж лечебной деятельности, необходимый для назначения такой пенсии, истец просила обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с 27.01.2014 года - с момента обращения с заявлением о её назначении.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 ноября 2014 года исковые требования Шафрановой Н.В. были удовлетворены частично: на ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском Тамбовской области возложена обязанность по включению в стаж работы Шафрановой Н.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в календарном исчислении следующих периодов работы:
- с 01.11.1999 г. по 05.02.2000 г. (3 месяца 5 дней);
- с19.03.2000г. по 02.10.2000г. (6 мес. 14 дней) в должности ***
- с 02.01.1989г. по 01.03.1989 г. (2 месяца) период нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы и должности ***;
- с 13.11.1989г. по 31.12.1989 г. (1 месяц 18 дней) период нахождения в командировке, с сохранением заработной платы и должности ***
- с 06.02.2000г. по 18.03.2000г. (1 месяц 13 дней) период нахождения на курсах поввышения квалификации с сохранением заработной платы и ***
- с 15.11.2004г. по 25.12.2004г. (1 месяц 11 дней);
- с 26.10.2009г. по 05.12.2009г. ( 1 мес. 10 дней) периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы и должности ***
- с 27.09.1996г. по 24.02.1998г. - в льготном исчислении как 1 год работы за один года и три месяца (1 год 9 месяцев 7 дней ) в должности ***.
В удовлетворении остальной части исковых требований Шафрановой Н.В. было отказано.
В апелляционной жалобе Шафранова Н.В. выражает свое несогласие с вынесенным решением, считает его принятым с неправильным применением материального права.
Полагает, что стаж её работы в районах Крайнего Севера (в г. Петропавловск-Камчатский) с 01.08.1986 года по 11.09.1994 года должен исчисляться в полуторном размере, поскольку в указанный период времени и до 01.01.2005 года действовала норма ст.28 Закона РФ от 19.02.1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которая предусматривала, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям исчисляется из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев. Полагает, что при решении вопроса о назначении ей пенсии должно применяться законодательство, действовавшее в период её работы в районах Крайнего Севера. Тем более, что новое законодательство существенно ухудшает её положение, и поэтому не может быть применено к правоотношениям, возникшим до введения его в действие. Считает ссылку суда на Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П. "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о применении дополнительного компенсационного механизма является также не состоятельной, поскольку новое правовое регулирование нарушает, отменяет и умаляет права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.
С учетом изложенного, Шафранова Н.В. просит решение Ленинского районного суда г. Тамбова отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, поддержанной в судебном заседании Шафрановой Н.В., выслушав представителя ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области Платицыну Е.Г., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Статьей 94 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось льготное исчисление некоторых периодов трудовой деятельности, засчитываемых в трудовой стаж для назначении пенсии, в том числе - периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.
Аналогичная норма содержалась в ст.28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" согласно которой, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере.
Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу с 01.01.2002 года, в связи с принятием ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Статья 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" признана утратившей силу с 01.01.2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действующего с 01.01.2002 года, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
Согласно п. 4 ст. 30 указанного закона исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере. Льготное исчисление специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", указанной нормой не предусмотрено.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о зачете периодов работы в районах Крайнего Севера в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев), суд сделал тщательный правовой анализ пенсионного законодательства РСФСР и РФ, в том числе, норм Закона РФ от 19.02.1993 N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Закона РФ от 19.02.1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Правильно применяя нормы материального права, в том числе, положения п. 1 ст. 12, ст. ст. 27, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при подсчете специального стажа для досрочного назначения истцу трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" продолжительность трудовой и иной общественной полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке.
При вынесении решения судом учтена правовая позиция, выраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2-П, согласно которой, для лиц, на которых в соответствии со ст.28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, п.2 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав.
Отменив льготное (кратное) исчисление трудового стажа, предусмотренное в том числе, ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990г. N 340 "О государственных пенсиях в РФ", т. 28 Закона РФ от 19.02.1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", законодатель придал норме п.4 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 г. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Как следует, из содержания пп.6 и 9 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающих возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (п.6), а также применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу вышеуказанного закона, оценку пенсионных прав гражданина (по его желанию) можно произвести исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Однако при этом следует учитывать, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона, регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы, иных периодов, а также возможность включения некоторых периодов в льготном исчислении, но и положения ст.ст.16 и 17, а также ст.18 данного Закона, в которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии. Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера. Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, оценка пенсионных прав истца произведена на основании ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", то есть по наиболее выгодному для истца варианту. Возможность исчисления стажа работы Шафрановой Н.В. по ранее действовавшему законодательству существует, однако это повлечет снижение размера назначаемой ей пенсии.
Из материалов дела следует, что стаж лечебной деятельности истца с учетом периодов работы, включенных в него обжалуемым судебным решением, составляет менее 30 лет, соответственно право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" у истца ни на момент обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, ни на момент рассмотрения дела судом еще не возникло.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильность выводов суда, содержащихся в обжалуемом решении, не свидетельствуют о его незаконности и необоснованности, в связи с чем не могут являться основанием для его отмены.
Норма п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", которая расценивается истцом как нарушающая его пенсионные права, являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2-П она признана не противоречащей Конституции РФ в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством. Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в указанном Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 10 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шафрановой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.