Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Белоусовой В.Б.,
судей: Андриановой И.В., Бучневой О.А.,
с участием прокурора Лесняк Е.Н.
при секретаре Нишуковой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 февраля 2015 года представление прокурора города Моршанска Тамбовской области на определение Моршанского районного суда Тамбовской области от 04 декабря 2014 года об окончании исполнительного производства.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 08 июля 2011 года, вступившим в законную силу 25.07.2011 г., удовлетворены исковые требования прокурора г. Моршанска, в интересах неопределенного круга лиц, по гражданскому делу по иску к администрации г. Моршанска Тамбовской области и МУМПП ЖКХ г. Моршанска о возложении обязанности по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок и обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На Муниципальное унитарное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Моршанска решением суда возложена обязанность по принятию мер по организации - содержанию территории муниципального образования (улиц, парков, скверов) в соответствии с требованиями санитарных правил; по установке урн на территории муниципального образования в соответствии с нормами СанПиН *** по улице ***, а также - на всех транспортных остановках, около всех предприятий, учреждений и организаций города.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от 05 апреля 2012 года Муниципальному унитарному предприятию Тепловых сетей города Моршанска в связи с погодными условиями была предоставлена отсрочка исполнения решения Моршанского районного суда Тамбовской области от 08 июля 2011 года на срок до 01 мая 2012 года.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от 16 мая 2012 года по заявлению Моршанского районного отдела УФССП по Тамбовской области была произведена замена должника по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного лица от ***.: Муниципальное унитарное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (МУМППЖКХ) г. Моршанска заменено правопреемником МУП Тепловых сетей г. Моршанска, которое было реорганизовано в форме присоединения к нему МУП ПП ЖКХ, о чём ***. в ЕГРЮЛ была внесена соответствующая запись.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 октября 2012 года МУП Тепловых сетей г. Моршанска предоставлена отсрочка исполнения решения Моршанского районного суда Тамбовской области от 08 июля 2011 года в части установки урн на срок до 01 июня 2013 года.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от 21 ноября 2013 года заявление МУП Тепловых сетей г. Моршанска об отсрочке исполнения решения суда удовлетворено частично; постановлено отсрочить исполнение решения Моршанского районного суда Тамбовской области от 08 июля 2011 года в части установки урн на срок до 01 июня 2014 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 29 января 2014 года определение Моршанского районного суда Тамбовской области от 21.11.2013 г. об отсрочке исполнения решения Моршанского районного суда Тамбовской области от 08.07.2011 г. отменено и постановлено отказать МУП Тепловых сетей г. Моршанска в предоставлении отсрочки исполнения вышеназванного решения суда.
13.11.2014 г. МУП Тепловых сетей г. Моршанска обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. В обоснование требований указало, что решение суда от 08.07.2011 г. исполнено, поскольку на подведомственной им территории города, в частности, возле остановок общественного транспорта, в парках, скверах, на улице ***, возле государственных предприятий, организаций и учреждений урны были установлены. Кроме того, для сбора ТБО на территории города в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами организуется благоустройство контейнерных площадок с установкой необходимого количества контейнеров; в местах, где установка контейнеров невозможна, осуществляется бестарный сбор и вывоз ТБО специализированным автотранспортом, согласно графикам бестарной очистки; стихийные несанкционированные свалки бытовых отходов на территории муниципального образования отсутствуют, а в случае их возникновения - служба санитарной очистки МУП ТС по обращениям граждан либо при самостоятельном их выявлении принимает незамедлительные меры их устранению. Кроме того, в целях предупреждения возникновения несанкционированных свалок на шести контейнерных площадках города на улицах *** были установлены контейнеры-бункеры, предназначенные для сбора и вывоза крупногабаритного мусора.
Факт исполнения решения суда подтверждается актами судебного пристава-исполнителя Моршанского РОСП УФССП по Тамбовской области о совершении исполнительных действий от *** г. и *** г.
Ссылаясь на ст. 439 ГПК РФ, ч. 1 п. 4 ст. 43 и ч. 3 ст. 45 ФЗ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 г., просили суд прекратить исполнительное производство N *** от *** г. в связи с исполнением требований решения Моршанского районного суда от 08.07.2011 г.
Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от 04 декабря 2014 года заявление МУП Тепловых сетей г. Моршанска удовлетворено и постановлено:
Окончить исполнительное производство N ***68 от *** г. в связи с исполнением требований решения Моршанского районного суда Тамбовской области от 08.07.2011 г.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, прокурор города Моршанска Тамбовской области подал представление, в котором указал, что с момента вступления решения суда в законную силу и до настоящего времени предприятие так и не организовало надлежащим образом работу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора, а также их утилизации. Осуществление надзора показало, что на территории города продолжает иметь место организация несанкционированных свалок бытовых отходов, а отдельные из них располагаются в местах, не предназначенных для их складирования, вблизи от жилых домов. И предприятием не предпринимается каких-либо мер по предупреждению их образования. Кроме того, многие общественные учреждения и жилые дома частного сектора не имеют площадок с твердым основанием и установленных на них контейнеров, что приводит к складированию твердых отходов на проезжей части улицы либо на свободной от застройки территории. Это приводит к образованию на территории города стихийных свалок, загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, которые гарантированы Конституцией РФ и Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
По выявленным нарушениям санитарно-эпидемиологического законодательства должностные лица МУП "Тепловые сети" неоднократно привлекались к административной ответственности, что подтверждается постановлениями от *** г. о возбуждении административного производства за правонарушение, предусмотренное ст. *** КоАП РФ, вынесенными в отношении начальника службы очистки города ***., директора МУП ТС г. Моршанска ***, а также постановлением *** года о возбуждении административного производства за правонарушение, предусмотренное ст. 8 Закона Тамбовской области N 155-3, в отношении мастера 7 разряда МУП ТС г. Моршанска ***
Полагает, что судом было допущено нарушение норм процессуального права, поскольку суд, ссылаясь на ст.439 ГПК РФ, вынес определение об окончании исполнительного производства в связи с исполнением требований исполнительного документа, в то время как в заявлении МУП Тепловых сетей содержалось требование о прекращении исполнительного производства. Тем самым, по мнению прокурора, суд вышел за рамки требований п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которым полномочия на окончание исполнительного производства возложены на судебного пристава-исполнителя.
Просит определение Моршанского районного суда от 04 декабря 2014 года отменить и разрешить вопрос по существу, приняв по нему новое решение.
От директора МУП ТС г. Моршанска поступили возражения на представление прокурора г. Моршанска, в которых он повторяет доводы, изложенные в заявлении, и дополнительно указывает, что судебный пристав-исполнитель подтвердил в судебном заседании фактическое исполнение решения суда, что подтверждается актами совершения исполнительных действий от *** г. Кроме того, Моршанский РОСП УФССП по Тамбовской области не может выполнять функции постоянно контролирующего органа за деятельностью МУП ТС, поскольку данными полномочиями наделены Территориальный отдел управления Роспотребнадзорапо Тамбовской области и управление Росприроднадзора по Тамбовской области.
Просит оставить определение Моршанского районного суда от 04 декабря 2014 года без изменения, представление прокурора - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, исследовав доводы представления, выслушав прокурора Тамбовской области Лесняк Е.Н., поддержавшую представление прокурора, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В своем заявлении от 13.11.2014 г. МУП Тепловых сетей г. Моршанска просило суд прекратить исполнительное производство.
Однако 04.12.2014 г. суд вынес определение об окончании исполнительного производства.
Статьёй 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства.
Окончание исполнительного производства как одна из форм завершения исполнительного производства (помимо прекращения исполнительного производства) отличается тем, что
окончание исполнительного производства является исключительной прерогативой судебного пристава-исполнителя; окончание исполнительного производства допускается только в случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Перечень оснований окончания исполнительного производства, содержащийся в ч. 1 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве", является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, суд вышел за рамки заявленных требований, поскольку в силу прямого указания ст. 439 ГПК РФ и Закона "Об исполнительном производстве" полномочия по окончанию исполнительного производства возложены исключительно на судебного пристава-исполнителя.
Что касается прекращения исполнительного производства, то согласно статье 43 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом
в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Ни одно из вышеперечисленных оснований судом установлено не было, следовательно, оснований для прекращения исполнительного производства также не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене определения Моршанского районного суда Тамбовской области от 04 декабря 2014 года об окончании исполнительного производства и вынесении по заявлению нового определения - об отказе МУП ТС г. Моршанска Тамбовской области в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Руководствуясь ст.ст. 333-335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Моршанского районного суда Тамбовской области от 04 декабря 2014 года отменить; принять по заявлению новое определение.
Отказать МУП Тепловых сетей г. Моршанска в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Представление прокурора города Моршанска Тамбовской области удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.