Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Копотева И.Л.,
судей Дубовцева Д.Н., Нургалиева Э.В.,
при секретаре Рожкове Г.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 04 февраля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе Администрации г.Ижевска на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 20 октября 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Прокурора Ленинского района г.Ижевска.
На Администрацию г.Ижевска возложена обязанность по установке на "адрес", на участке, проходящем вдоль МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N N" по адресу "адрес", дорожных знаков 1.23 "дети" и повторного знака с табличкой 8.2.1 в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда;
и на дополнительное решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 05 декабря 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Прокурора Ленинского района г.Ижевска.
На Администрацию г.Ижевска возложена обязанность по установке на "адрес", на участке, проходящем вдоль МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N N" по адресу "адрес", дорожных знаков 1.23 "дети" и повторного знака с табличкой 8.2.1 в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., представителя ответчика Администрации г.Ижевска Л, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, помощника прокурора Удмуртской Республики Борзенковой Т.А., считавшей доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Ижевска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Ижевска о понуждении к исполнению обязательства установить на улице "адрес" на участке, проходящем вдоль МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N N" по адресу "адрес", МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N N" по адресу "адрес", дорожные знаки 1.23 "Дети" и повторный знак с табличкой 8.2.1 в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование указал, что в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "город Ижевск" автомобильная дорога на "адрес" является дорогой общего пользования местного значения.
Проведенной проверкой установлено, что на данной дороге, на ее участке, проходящем вблизи детских садов, отсутствуют предусмотренные ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки 1.23 "Дети" и повторный знак с табличкой 8.2.1. Отсутствие данных знаков делает невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями, ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Обязанность по установке данных дорожных знаков лежит на ответчике.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Ижевска исковые требований не признал.
Представитель третьего лица Управления ГИБДД МВД по УР и Казенного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения" в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе Администрация г.Ижевска просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. Указывает, что работу по установке и техническому содержанию светофорных объектов и дорожных знаков, расположенных на территории г.Ижевска, осуществляет КУ УР "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики". Администрация МО "Город Ижевск" не может исполнить решение Октябрьского районного суда г.Ижевска, поскольку финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и закрепляется на праве оперативного управления.
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела и о причинах своей неявки суд апелляционной инстанции не известивших.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 2 Закона УР от 13 мая 2005 года N 17-РЗ "Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики" муниципальное образование- городское поселение "Город Ижевск" наделено статусом городского округа.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя, в том числе, элементы обустройства автомобильных дорог.
В свою очередь элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки (п.5 ст.3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Таким образом, дорожные знаки являются элементом автомобильной дороги.
Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту Федеральный закон N 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Статьей 12 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Ижевск", утвержденным Постановлением Администрации г. Ижевска от 13 июля 2010 года N 700/1 (ред. от 24 июня 2014 года) "адрес" относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
В соответствии с приведенными нормами указанная автомобильная дорога находится в муниципальной собственности г.Ижевска. Администрация г.Ижевска, являющаяся органом местного самоуправления, является субъектом дорожной деятельности, т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Такое содержание дороги должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 N 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации.
Указанными Правилами предусмотрены предупреждающий знак 1.23 "Дети", который устанавливается вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и т.п.), где на проезжей части возможно появление детей.
Требования к безопасности дорожного движения, в частности, содержатся в "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 N 120-ст) (ред. от 09 декабря 2013). В соответствии с 5.2.25. данного нормативного акта знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 46 ФЗ "О техническом регулировании" требования указанного ГОСТа являются обязательными для организаций и лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Актом от 28 июля 2014г. проверки состояния проезжей части уличнодорожной сети г.Ижевска, составленным государственным инспектором дорожного надзора установлено, что на "адрес" на участке, проходящем вдоль территории детских учреждений МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N N расположенного по адресу: "адрес" и МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N N указанные выше дорожные знаки отсутствуют.
Разрешая спор, суд руководствовался указанными нормативными актами и пришел к правомерному выводу, что выводу о том, что содержание автомобильных дорог является обязанностью их собственников. Содержание "адрес" является обязанностью ответчика. На ответчике лежит обязанность по принятию мер к обеспечению безопасности дорожного движения, т.е. по установке на дороге дорожных знаков, предусмотренных обязательными для применения в такой деятельности нормативными актами.
С выводами суда судебная коллегия соглашается.
Выявленные проверкой отсутствие предусмотренных ГОСТом Р 52289-2004 и Правилами дорожного движения Российской Федерации, дорожных знаков 1.23 "Дети", нарушают требования законодательства в области безопасности дорожного движения и ставят под угрозу жизнь и здоровье лиц, обучающихся и посещающих указанные образовательные учреждения.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Доводы апеллянта о том, что работу по установке и техническому содержанию светофорных объектов и дорожных знаков, расположенных на территории г.Ижевска, осуществляет КУ УР "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" и Администрация МО "Город Ижевск" не может исполнить решение Октябрьского районного суда г.Ижевска, поскольку финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и закрепляется на праве оперативного управления, подлежат отклонению.
Поскольку к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (п. 5 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ), включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ), финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ), а также полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ), то суд правомерно удовлетворил исковые требования к ответчику Администрации МО "Город Ижевск".
Доказательств того, что КУ УР "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" осуществляет работу по установке и техническому содержанию светофорных объектов и дорожных знаков, расположенных на территории г.Ижевска материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и неправильному толкованию норм права.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 20 октября 2014 года и дополнительное решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 05 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к апелляционной жалобе - без удовлетворения.
Председательствующий И.Л. Копотев
Судьи Д.Н. Дубовцев
Э.В. Нургалиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.