Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Рябова Д.В.,
судей Константиновой М.Р., Солоняка А.В.,
при секретаре Утробине А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 4 февраля 2015 года гражданское дело по иску Казаковой О. Н. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 8 декабря 2014 года, которым постановлено:
"исковые требования Казаковой О. Н. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Казаковой О. Н. безвозмездно однократно по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям "адрес" жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Рябова Д.В., выслушав объяснения истца Казаковой О.Н. и ее представителя Сабирова Э.Р. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года), возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казакова О.Н. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения в пределах населенного пункта "адрес", соответствующее установленным требованиям. Исковые требования мотивированы тем, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Истец признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена на учет для получения жилья. Истец имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истец имеет право на получение жилого помещения. Обязанность предоставления жилого помещения возложена на ответчика. Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
Истец Казакова О.Н. в судебное заседание не явилась, будучи уведомленной о времени и месте его проведения надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без её участия.
Представитель истца Сабиров Э.Р., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что Казакова О.Н. в июне 2014 году окончила "данные изъяты"" в "адрес", проживает в "адрес" более 5 лет, снимает квартиру по договору коммерческого найма, проходит интернатуру также в "адрес".
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях иск не признала, указала, что Законом N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок обеспечения жильем лиц данной категории. Законом не установлен срок предоставления жилого помещения данной категории лиц. Жилых помещений специализированного жилого фонда в республике нет, идет формирование данного жилого фонда.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Удмуртской Брагина Г.А., действующая по доверенности, просит решение суда отменить, по делу принять новое решение. В обоснование жалобы указала, что статьей 7 Закона N8-РЗ, регулирующей предоставление жилого помещения детям-сиротам, а также указанным законом в целом, не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения, что связано с тем, что ранее такого вида жилищного фонда, как специализированный жилищный фонд для детей-сирот, не существовало в рамках законодательства РФ. Поэтому в Удмуртской Республике на сегодняшний день указанный жилищный фонд формируется (находится в стадии строительства). Считает, что предоставление жилья истцу вне очередности, предусмотренной Республиканским списком, повлечет нарушение прав других детей-сирот и лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилого помещения в соответствии с указанным списком. Полагает, что судом неправильно применен материальный закон.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Казакова О.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её одинокая мать К.М.Г. решением Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 12.04.2005 была лишена родительских прав.
Истец в настоящее время жилого помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет, по месту жительства зарегистрирована в "адрес", собственником данного жилого помещения не является. Истец фактически проживает в "адрес", собственником, нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения в "адрес" не является.
Ответчик включил истца в республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, что подтверждается отзывом на исковое заявление со ссылкой на уведомление N от ДД.ММ.ГГГГ
Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ (ред. от 02 июля 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", верно установив фактические обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которое, в силу статьи 1 Закона Удмуртской Республики, является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, и возложил обязанность по обеспечению истца жильем на ответчика.
Удовлетворяя исковые требования истца к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, районный суд исходил из того, что постановка истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения произведена в соответствии с действующим законодательством. Казакова О.Н. имеет право на получение жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, приняла для этого все необходимые меры, право ее не реализовано, изменение законодательства, определяющего порядок предоставления жилого помещения не должно нарушать ее прав и законных интересов. С учетом того, что ответчик, на которого возложена обязанность по проверке наличия или отсутствия у истца права на получения жилого помещения, такое право истца не оспаривает, более того, включил истца в Республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, суд удовлетворил требования о предоставлении Казаковой О.Н. жилого помещения на условиях договора специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия находит данные выводы верными, основанными на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права, не учел, что обеспечение детей-сирот жильем производится в соответствии с региональным законодательством, которое не предусматривает внеочередного предоставления жилого помещения лицам, относящимся к данной категории, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Удмуртской Республики предусмотрен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам (статья 6), в соответствии с которым дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список). В Список подлежат включению лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, достигшие возраста 14 лет. Включение в Список осуществляется на основании заявления. Заявление и документы подаются в орган опеки и попечительства по месту нахождения или месту жительства заявителя, которые формируются данным органом в учетное дело. Орган опеки и попечительства проводит проверку сведений, представленных заявителем, по результатам которой составляет заключение. Заключение и учетное дело направляется органом опеки и попечительства в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления указанных документов принимает решение о включении лица в Список либо об отказе во включении в Список. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилого помещения лицу, включенному в Список.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Орган опеки и попечительства входит в структуру органов местного самоуправления. Заявление истцом подано в орган местного самоуправления, которым сформировано учетное дело и составлено заключение о соответствии представленных заявителем сведений и документов требованиям Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с абзацем 2, 3 пункта 1 статьи 8 ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем до достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных, в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичная норма содержится в пунктах 3 и 4 статьи 3 Закона Удмуртской Республики.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, истцом соблюден порядок, установленный действующим региональным законодательством, а органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот - Министерством образования и науки Удмуртской Республики решение о предоставлении Казаковой О.Н. жилого помещения не принято.
Поскольку истец достигла возраста 18 лет, окончила учебное заведение, ее право на предоставление жилого помещения не оспорено и не реализовано, вывод суда первой инстанции о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда является правильным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование материального закона и не являются основаниями для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 8 декабря 2015 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.