Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
Судей
Федоровой И.А.
Яцун Е.М.
при секретаре
Тарасовой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области о признании недействующим нормативного правового акта,
по апелляционной жалобе представителя Совета депутатов муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области по доверенности Самойлова С.А. на
решение Печенгского районного суда Мурманской области от 08 февраля 2012 года, по которому постановлено:
"Иск прокурора Печенгского района Мурманской области удовлетворить.
Признать решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области от 30 ноября 2009 года N 308/54-09 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей многоквартирных жилых домов муниципального образования г. Заполярный" противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Пырч Н.В., возражения против жалобы старшего помощника прокурора прокуратуры Мурманской области Коньялыоглу И.Б., просившей решение суда не изменять, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Печенгского района Мурманской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области о признании недействующим нормативного правового акта.
В обоснование заявленных требований указал, что в муниципальном образовании городское поселение Заполярный установлено, что в расчетах платы для населения применяются нормативы потребления коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения, установленные решением Совета депутатов муниципального образования г. Заполярный Печенгского района от 30 ноября 2009 года N 308/54-09 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей многоквартирных жилых домов муниципального образования г. Заполярный", введенные в действие с 01 января 2010 года.
Вместе с тем, в нарушение требований федерального законодательства, нормативы потребления приняты без учета конструктивных и технических параметров жилых зданий, а также степени благоустройства.
Просил суд признать решение Совета депутатов муниципального образования г. Заполярный Печенгского района от 30 ноября 2009 года N 308/54-09 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей многоквартирных жилых домов муниципального образования г. Заполярный" недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Печенгского района Василенко И.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представители Совета депутатов муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области по доверенности Агалаков Е.П., Самойлов С.А. с заявлением не согласились.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Совета депутатов муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области по доверенности Самойлов С.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование жалобы указывает на то, что оспариваемым нормативным правовым актом дифференцированы нормативы потребления коммунальных услуг, исходя из степени благоустройства домов и их конструктивных параметров.
Указал, что уполномоченным органом не принималось решение о применении конкретного метода при определении и расчете норматива потребления коммунальной услуги и не осуществлен расчет нормативов потребления.
При определении и расчете нормативов потребления по холодному и горячему водоснабжению использовался расчетный метод. Применение метода аналогов и экспертного метода являлось невозможным в связи с отсутствием в многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета.
При этом Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, не предусматривают обязательного указания уполномоченным органом в письменном виде на применении расчетного метода.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Печенгского района Василенкова И.А. не соглашается с изложенными в жалобе доводами, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Совета депутатов муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лица, поскольку его неявка, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Согласно пункту 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов N 199-ФЗ от 31 декабря 2005 года, N 160-ФЗ от 23 июля 2008 года) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 2, 4, 8 названных Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами - органами местного самоуправления. Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Согласно пункту 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальной услуги "холодное и горячее водоснабжение" учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
Пунктом 10 данных Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (пункт 14 Правил).
В силу пунктов 20, 23, 24 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются метод аналогов, экспертный метод, расчетный метод.
При этом, расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.
В соответствии с пунктом 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам. Нормативы холодного и горячего водоснабжения рассчитываются по формуле 7.
Согласно пункту 46 Правил норматив водоснабжения определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами предусмотрена в таблице 8 приложения к настоящим Правилам.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что при расчете (определении) нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению необходимо учитывать конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
При этом, при установлении уполномоченным органом норматива холодного и горячего водоснабжения последний должен быть дифференцирован в зависимости от этажности и степени благоустройства многоквартирных и жилых домов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального образования г. Заполярный Печенгского района от 30 ноября 2009 года N 308/54-09 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей многоквартирных жилых домов муниципального образования г. Заполярный" (далее - Решение от 30 ноября 2009 года N 308/54-09), вступившим в законную силу 01 января 2010 года, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги "горячее и холодное водоснабжение".
Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению дифференцирован в зависимости от оборудования домов ваннами (3,63000 м 3/чел) и дома без ванн (2,47917 м 3/чел).
Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению дифференцирован следующим образом: потребители с ваннами в домах, оборудованных мусоропроводами и лифтами (4,48293 м 3/чел, в том числе, на содержание общего имущества 0,12293 м 3/чел); потребители с ваннами в домах без мусоропроводов и лифтов (4,41982 м 3/чел, в том числе, на содержание общего имущества 0,05982 м 3/чел); потребители без ванн в домах без мусоропроводов и лифтов (3,40565 м 3/чел, в том числе, на содержание общего имущества 0,05982 м 3/чел).
Данное Решение опубликовано в городской информационной газете "Заполярный вестник" 04 декабря 2009 года.
Оплата за горячее и холодное водоснабжение потребителями многоквартирных домов муниципального образования г. Заполярный до настоящего времени производится на основании нормативов потребления, установленных Решением от 30 ноября 2009 года N 308/54-09.
Проанализировав положения пункта 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306; пункт 2.2.2 Постановления Правительства Мурманской области от 18 июня 2009 года N 258-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области"; разъяснения, содержащиеся в письме министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 10 марта 2011 года N 21-06/886-ГМ, адресованного в адрес глав муниципальных образований (администрации муниципальных образований) Мурманской области, суд пришел к правильному выводу о том, что применение утвержденных норматив потребления коммунальных услуг, в связи с внесенными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 237-ФЗ в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации изменениями, не противоречит действующему законодательству.
Между тем, Совет депутатов муниципального образования г. Заполярный Печенгского района, принимая 30 ноября 2009 года решение N 308/54-09 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей многоквартирных жилых домов муниципального образования г. Заполярный" в части установления норматива потребления коммунальной услуги по горячему и холодному водоснабжению, не дифференцировал в зависимости от этажности, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, как это предусмотрено вышеприведенными нормами действующего жилищного законодательства. Соответственно оспариваемый прокурором нормативный правовой акт противоречит требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Обосновывая применение расчетного метода, в судебном заседании представители Совета депутатов муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области сослались на обстоятельства, указанные в пункте 23 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Из представленного ответчиком заключения по результатам разработкам нормативов потребления водоснабжения, теплоснабжения для населения г. Заполярный Мурманской области, проведенного на основании заключенного между Администрацией муниципального образования город Заполярный и ОАО " ***" договора от _ _ 2007 года, следует, что норматив водоснабжения определялся исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами (ванна, душ) и этажности домов, впоследствии в зависимости от степени санитарно-технического оборудования жилых домов (квартиры с ваннами и квартиры без ванн) рассчитано среднее значение норматива по холодному и горячему водоснабжению.
Установив, что решением от 30 ноября 2009 года N 308/54-09 нормативы потребления коммунальной услуги "горячее и холодное водоснабжение" в зависимости от этажности и степени благоустройства домов (износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования) не дифференцированы, суд пришел к правильному выводу о противоречии оспариваемого нормативного правового акта специальным положениям Правил, определенным для расчетного метода установления нормативов потребления холодного и горячего водоснабжения.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд правомерно признал решение от 30 ноября 2009 года N 308/54-09 противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы жалобы не могут являться поводом к отмене решения суда, поскольку не свидетельствуют о принятии оспариваемого прокурором нормативного правового акта в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены или изменения состоявшегося решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Печенгского районного суда Мурманской области от 08 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Совета депутатов муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района Мурманской области по доверенности Самойлова С.А. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.