Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Симакова А.В.
судей Синицы А.П.
Головина Ю.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Полушкиной Т.А. к муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа ***" и администрации Терского района о возложении обязанности возобновить с *** года меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты жилищно- коммунальных услуг,
по кассационной жалобе Полушкиной Т.А. на решение
Терского районного суда Мурманской области
от 25 апреля 2011 года, по которому постановлено:
"В иске Полушкиной Т.А. к муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа ***" и администрации Терского района о возложении обязанности возобновить с *** года меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты жилищно-коммунальных услуг отказать."
Заслушав доклад судьи Симакова А.В. судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Полушкина Т.А. обратилась в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа ***" и администрации Терского района о возложении обязанности возобновить с *** года меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты жилищно- коммунальных услуг, мотивируя тем, что с *** года она работала в должности заместителя директора по административно- хозяйственной работе, начальника хозяйственного отдела.
Указывает, что с *** года в соответствии со ст. 2 Закона Мурманской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населённых пунктах или посёлках городского типа" и Постановлением Правительства Мурманской области "Об утверждении перечня должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и установление повышенных тарифных ставок (окладов) в соответствии с ЗМО" ей был повышен должностной оклад на 25%, а также в соответствии со ст. 3 были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 1 статьи 3 ЗМО от 27.12.2004г. N 561-01-ЗМО специалистам, указанным в статье 1, гарантируется предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В пункте 2 статьи 3 устанавливается размер ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам различных сфер деятельности. Поэтому, как специалист в области образования, она получала меры социальной поддержки в размере, установленном в подпункте 1 пункта 2 статьи 3 в виде 100% платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и 100% платы за коммунальные услуги в соответствии с жилищным законодательством.
30 апреля 2010 года она уволена в связи с выходом на пенсию. А поскольку проработала в посёлках городского типа Мурманской области более 10 лет, на момент увольнения имела право на меры социальной поддержки, то в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 3 ЗМО право на предоставление мер социальной поддержки оставалось за ней и после выхода на пенсию. Однако *** года она была уведомлена о приостановлении с *** года предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты. Считает данный отказ незаконным по изложенным выше основаниям, просит обязать возобновить ей выплату ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.
В судебном заседании истица иск поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика М ... иск не признала, мотивируя тем, что с *** года истице были ошибочно предоставлены меры социальной поддержки, поскольку в связи с изменениями в Закон Мурманской области были неправильно истолкованы нормы закона, хотя в тот период бухгалтер и экономист их централизованной бухгалтерии возражали против предоставления мер социальной поддержки данным специалистам, однако посовещавшись, решили предоставить. Затем в администрации района разобрались с этим вопросом и была приостановлена ежемесячная жилищно-коммунальная выплата данной категории специалистов.
Представитель администрации Терского района по доверенности К ... иск не признал и пояснил, что согласно распоряжению от 04.05.2010г. N 90 финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счёт субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования Терский район. Уполномоченными муниципальными учреждениями по расходованию являются, в том числе, МОУ "Средняя общеобразовательная школа *** Организацию предоставления и предоставление мер социальной поддержки обеспечивают, в том числе, " ***". Истица не относится к специалистам, указанным в пункте 2 статьи 3 Закона Мурманской области.
Третье лицо на стороне ответчика- Министерство труда и социального развития Мурманской области в своём отзыве разъясняет, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, а также после выхода её на пенсию не имелось. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Полушкина Т.А. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права.
Суд основывает свои доводы на том, что право на данную выплату в установленных пунктом 2 статьи 3 названного Закона объемах имеют только специалисты в определенных областях, а именно: в области культуры и искусства, социальные работники, медицинские и фармацевтические работники, специалисты ветеринарной службы, педагогические работники. Начальники хозяйственного отдела, работающие в учреждениях культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обслуживания населения имеют только право на установление повышенных на 25% тарифных ставок (окладов) поскольку не являются специалистами в определенных законом областях.
Между тем круг специалистов, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и в целях реализации настоящего Закона специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи относятся все специалисты, имеющие среднее (полное) общее образование или начальное профессиональное образование и соответствующие требованиям квалификационной характеристики по должности, среднее профессиональное, высшее или незаконченное высшее профессиональное образование, а также руководители государственных областных и муниципальных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям квалификационной характеристики по должности.
В соответствии с действующим до 01.03.2011 г. "Перечнем должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и установление повышенных тарифных ставок (окладов) в соответствии с Законом Мурманской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа"", утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 12.08.2008 г. N 388-ПП начальнику хозяйственного отдела
предоставляется право как на получение мер социальной поддержки, так и на установление повышенного должностного оклада.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона специалистам, указанным в статье 1 настоящего Закона гарантируются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 специалистам различных сфер деятельности устанавливается размер мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При вынесении решения суд неверно истолковал пункт 2 статьи 3 настоящего Закона и определил его как единственный пункт дающий право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в определенных законом сферах деятельности.
Суд не принял во внимание: требования статьи 1 и пункта 1 статьи 3 настоящего Закона;
Постановление Правительства Мурманской области от 12.08.2008 г. N 388-ПП "Об утверждении Перечня должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и установление повышенных тарифных ставок (окладов) в соответствии с Законом Мурманской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа";
разъяснения руководителя департамента законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления Мурманской области от 15.05.2008 г. N 05-01/647 "О разъяснении некоторых вопросов применения Закона";
разъяснения председателя Комитета по труду и социальному развитию Мурманской области от 08.05.2008 г. N 09.10/2652 "О рассмотрении обращения" поэтому пришел к ошибочному выводу об отказе в возобновлении с 01 января 2011 г. предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных луг.
На основании изложенного кассатор просит решение Терского районного суда отменить.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание Полушкиной Т.А., представителей муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа ***" и администрации Терского района т.к. о дате и месте рассмотрения дела они извещены, в силу ст.354 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Суд подробно исследовал представленные сторонами доказательства и применил надлежащий закон.
Согласно пункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов социальной защиты находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Правовое регулирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Мурманской области осуществляется на уровне самого субъекта Российской Федерации и регулируется нормами Закона Мурманской области от 27.12.2004г. N 561-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и в поселках городского типа" (с последующими изменениями и дополнениями).
В силу статьи 5 названного Закона государственными полномочиями по организации предоставления и предоставлению ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам муниципальных учреждений наделено муниципальное образование Терский район.
Статья 1 названного выше Закона гласит, что, меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан, являющимся специалистами социально-культурной -сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи и работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области в государственных областных или муниципальных учреждениях, (в ред. Закона Мурманской области от 15.05.2008 N 960-01-ЗМО).
Согласно ст. 2 этого же Закона, специалистам, указанным в статье 1 настоящего Закона, гарантируется установление повышенных на 25 процентов размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона, ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется:
1) специалистам в области культуры и искусства, работающим в учреждениях культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обслуживания населения, в размере:
100 процентов платы за жилое помещение, определенной исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения, в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья, установленного Правительством Мурманской области;
100 процентов платы за коммунальные услуги: электроснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством.
Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата распространяется на совместно проживающих с ними членов семей;
2) социальным работникам учреждений социального обслуживания, здравоохранения и образования в размере:
100 процентов платы за жилое помещение, определенной исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения, в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья, установленного Правительством Мурманской области;
100 процентов платы за коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), электроснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством;
3)медицинским и фармацевтическим работникам учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, социального обслуживания населения в размере:
100 процентов платы за жилое помещение, определенной исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения, в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья, установленного Правительством Мурманской области;
100 процентов платы за коммунальные услуги: электроснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством.
Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата распространяется на совместно проживающих с ними членов семей;
4) специалистам ветеринарной службы в размере 100 процентов платы за коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), электроснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством;
5) педагогическим работникам учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания населения, культуры и искусства в размере:
100 процентов платы за жилое помещение (за исключением платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), определенной исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения;
100 процентов платы за коммунальные услуги: электроснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством.
Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата распространяется на совместно проживающих с ними членов семей;
9) пенсионерам из числа лиц, указанных в подпунктах 1-7 настоящего пункта, проживающим по месту жительства или месту пребывания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области и проработавшим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа не менее 10 лет, при условии, что на момент увольнения (за исключением увольнения за виновные действия) указанные лица имели право на трудовую пенсию и им были предоставлены предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки в натуральной либо денежной форме (далее -пенсионеры) в соответствующих размерах, указанных в подпунктах 1-7 настоящего пункта.
Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению.
Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными.
В частности, как видно из материалов дела суд исходил из того, истица, работая в школе в должности заместителя директора по административно-хозяйственной работе и начальника хозяйственного отдела , при этом, не являясь педагогическим работником, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Мурманской области от 27.12.2004г. N 561-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и в поселках городского типа" (с последующими изменениями и дополнениями), право на ежемесячную жилищно- коммунальную выплату не имела и не имеет, поскольку право на данную выплату в установленных пунктом 2 статьи 3 названного Закона объёмах имеют только специалисты в определённых областях, а именно: в области культуры и искусства, социальные работники, медицинские и фармацевтические работники, специалисты ветеринарной службы, педагогические работники. Начальники хозяйственного отдела, работающие в учреждениях культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обслуживания населения имеют только право на установление повышенных на 25% размеров тарифных ставок (окладов), поскольку не являются специалистами в определённых законом областях. Кроме того, в период до 2005 года истица также не являлась получателем льгот по прежнему, действовавшему в тот период времени, законодательству.
Мотивы изложенные судом в решении достаточно убедительны и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка.
Так в частности проверяя доводы истицы о том, что ежемесячная жилищно-коммунальная выплата ей предоставлялась с *** года до *** года законно и должна предоставляться в силу подпункта 1 пункта 2 ст. 3 Закона Мурманской области, суд обоснованно признал их несостоятельными, поскольку согласно указанного подпункта, ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется специалистам в области культуры и искусства, работающим в учреждениях культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обслуживания населения, тогда как истица не является специалистом в области культуры и искусства.
Ссылку истицы на Постановления Правительства Мурманской области N 388-ПП и N 86-ПП об утверждении перечня должностей специалистов, куда, по её мнению, входит её должность, ответ из Комитета по труду и социальному развитию Мурманской области от 2008 года суд также правомерно признал несостоятельной поскольку она основана на ошибочном толковании закона.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
решение
Терского районного суда Мурманской области
от 25 апреля 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.