Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Шанаевой И.Ю.
судей
Захарова А.В.
Самойленко В.Г.
при секретаре
Благополучной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Авериной Н.Н. к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья
по апелляционной жалобе Авериной Н.Н.
на решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 06 июня 2012 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении иска Авериной Н.Н. к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области - отказать".
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., объяснения истца Авериной Н.Н. и третьего лица Тихомирова А.А., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Аверина Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации Ковдорского района и Министерству строительства и территориального развития Мурманской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья в 2012 году на состав семьи 4 человека.
В обоснование заявленных требований указала, что в г. Ковдоре Мурманской области проживает с 1964 года, имеет северный трудовой стаж более 40 лет. По состоянию здоровья ей и двум ее старшим сыновьям необходимо проживание в районах средней полосы. С 27 сентября 2002 года она является участником подпрограммы, имеющим право на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера в среднюю полосу. Заявление о постановке на учет для предоставления жилищной субсидии на строительство (приобретение) жилья подавалось главе администрации Ковдорского района, заведено учетное дело N *. 11 февраля 2008 года ею подано заявление на участие в подпрограмме в 2009 году на состав семьи 4 человека и о включении ее в список на получение государственного жилищного сертификата на 2009 год. 06 ноября 2009 года за подписью главы администрации Ковдорского района ей было направлено сообщение о том, что она включена в резервный список граждан-получателей жилищных сертификатов в 2009 году. Ею и ее детьми своевременно 16 ноября 2009 года были подготовлены и сданы все необходимые документы на получение государственного жилищного сертификата, после чего учетное дело администрацией Ковдорского района было направлено в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области. В декабре 2009 года, со слов работников жилищного отдела администрации Ковдорского района, ее учетное дело было возвращено в г. Ковдор в связи с тем, что Министерством из УФМС по Вологодской области не получена справка со сведениями по обмену паспорта сына Аверина Д., год закончился, средства федерального бюджета освоены в полном объеме, в выдаче сертификата ей отказали.
Полагает, что из-за действий (бездействия) работников Министерства строительства и территориального развития Мурманской области она не получила государственный жилищный сертификат в 2009 году. Просила признать незаконными действия (бездействия) ответчиков и обязать Министерство строительства и территориального развития выдать ей государственный жилищный сертификат в 2012 году на состав семьи 4 человека.
Истец Аверина Н.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика - администрации Ковдорского района, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В представленном отзыве иск не признал, указав, что Министерство строительства и территориального развития учетное дело Авериной Н.Н., стаж работы которой составлял 38 лет и 4 месяца, запрашивало, но без выдачи ГЖС в связи с освоением федеральных денежных средств в 2009 году.
Представитель ответчика - Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В представленном отзыве исковые требования не признал, поскольку очередь истицы в списке на получение жилищной субсидии не позволяла обеспечить ее жилищной субсидией в 2009 году.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца привлечены Тихомиров А.А., Аверин М.В. и Аверин Д.В.
Третьи лица Аверин Д.В. и Тихомиров А.А. поддержали заявленные требования.
Третье лицо Аверин М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Аверина Н.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Считает, что суд не установил всех обстоятельств, имеющих значение для дела, лишил ее возможности представить дополнительные доказательства по делу.
Указывает на то, что ответчиками не были предоставлены суду списки граждан, по которым можно было бы установить, гражданам с каким стажем были выданы государственные жилищные сертификаты в 2009 году. При этом ей известно, что ГЖС получили граждане с меньшим стажем, стоявшие в очереди после нее. Отзыв администрации Ковдорского района в решении изложен неверно.
Суд не удовлетворил также ее ходатайство о приобщении к делу документов из гражданского дела по иску К., которые подтвердили бы ее доводы.
Судом не принято во внимание то обстоятельство, что администрация Ковдорского района делала запросы, как указано в них, в связи с выдачей ей ГЖС в 2009 году. Кроме того, в деле имеется копия обязательства их семьи о сдаче жилого помещения в г. Ковдоре до августа 2010 года. Такие обязательства Администрация обязывает оформить граждан, которым должны получить ГЖС в текущем году.
Указывает, что возвращая ее учетное дело в Администрацию, Министерство не оформило письменный отказ. Ей устно ответил сотрудник Администрации, что дело возвращено из-за отсутствия в деле справки об обмене ее сыном Д. паспорта в городе ... Однако в деле имеется такая справка, выданная УФМС в ноябре 2009 года. По ее виду, из учетного дела ее хотели удалить. По словам сотрудника администрации, истинной причиной возвращения ее дела явилось то, что она изменила регион для переселения с Нижнего Новгорода и Вологды на Москву.
Обращает внимание, что была включена в резервный список на выдачу ГЖС в 2009 году. При этом списки формируются в соответствии с имеющимися денежными средствами. Министерством запрашивались в администрации учетные дела граждан-получателей сертификатов в 2009 году, включенных как в основной, так и в резервный список.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков, третьи лица Аверин М.В., Аверин Д.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (статья 1) и предусматривает, что право указанных граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4).
Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Порядок выпуска и реализации сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпунктом "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлена очередность предоставления жилищных субсидий, при этом пенсионерам с учетом стажа работы в раонах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, жилищные субсидии предоставляются в третью очередь.
Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы определен разделом II Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Данным постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы.
Правила наделяют федеральные органы исполнительной власти правами выдачи сертификатов гражданам, организации работы по проверке органов местного самоуправления, уведомления граждан о принятом решении в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Выдачу сертификатов, гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпункте "з" пункта 5 Правил, в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме с приложением перечисленных документов.
Как установлено судом, что Аверина Н.Н. является участником подпрограммы, имеющим право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера, с составом семьи 4 человека (сыновья - Аверин Д.В., Аверин М.В., Тихомиров А.А.) с 27 сентября 2002 года (л.д.7-8 учетного дела).
11 февраля 2008 года Аверина Н.Н. подала главе Ковдорского района заявление (рапорт) на участие в подпрограмме с необходимыми документами, а также заявление о включении ее и членов ее семьи в список на 2009 год на получение государственного жилищного сертификата в г. ... , г. ... (л.д. 5, 6 учетного дела).
06 ноября 2009 года письмом администрации Ковдорского района Аверина Н.Н. была уведомлена о том, она включена в резервный список граждан - получателей ГЖС в 2009 году в категории - пенсионеры (л.д. 115 учетного дела).
В своем заявлении главе Ковдорского района от 16 ноября 2009 года Аверина просит изменить регион выезда с ... области на г. ... (л.д. 3 учетного дела).
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с распределением бюджетных ассигнований на 2009 год на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Графиком выпуска и распределения в 2009 году государственных жилищных сертификатов и Правилами выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, распоряжением Министерства территориального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 17 апреля 2009 года, N67 утверждены сводный список граждан-получателей ГЖС в 2009 году и сводный список граждан, включенных в резерв на получение ГЖС в 2009 году (л.д. 22-29, 67-73).
При этом судом установлено, что поступившие в 2009 году в Мурманскую область сертификаты распределялись Министерством строительства и территориального развития Мурманской области изначально участникам основного сводного списка, а в случае остатка денежных средств ГЖС их распределение производилось очередникам из резервного списка.
Приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 октября 2009 года N454 "О дополнительной выдаче государственных жилищных сертификатов" (л.д. 83-85), от 06 октября 2009 года N464 "О дополнительной выдаче государственных жилищных сертификатов" (л.д. 88-89) осуществлены дополнительные выдачи государственных жилищных сертификатов серии "ПС" о выделении социальных выплат на приобретение жилья гражданам участникам подпрограммы, в том числе на Мурманскую область.
В целях предоставления государственной финансовой поддержки на обеспечение жильем граждан в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 октября 2009 года N454 "О дополнительной выдаче государственных жилищных сертификатов" утвержден список получателей социальных выплат на приобретение жилья из числа граждан, выезжающих из Мурманской области, на дополнительную выдачу ГЖС (л.д. 80-82).
В указанный список вошли очередники из основного списка, а также из резервного списка до номера 442.
Как следует из сводного списка граждан, включенных в резерв на получение ГЖС в рамках подпрограммы, на 2009 год, Аверина Н.Н. состояла под N 455 в категории - пенсионеры (л.д. 70).
Из анализа вышеприведенных норм права судом сделан правомерный вывод о том, что выдача государственного жилищного сертификата осуществляется в порядке очередности, механизм внеочередного выделения жилищной субсидии действующим законодательством не предусмотрен.
Разрешая дело с учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу, что получение государственного жилищного сертификата Авериной Н.Н. в 2009 году возможно было только в порядке очередности, определенной сводным списком, денежные средства были выделены в объеме, позволяющем обеспечить очередников только до номера 442.
Такой вывод судебная коллегия находит правильным.
Таким образом, оснований для признания незаконными действий администрации Ковдорского района и Министерства строительства и регионального развития Мурманской области, связанных с невыдачей Авериной Н.Н. в 2009 году государственного жилищного сертификата, судебная коллегия не усматривает.
Доказательств того, что нарушены права истца неправильным или незаконным формированием очередности, суду не представлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что государственные жилищные сертификаты получили граждане, имевшие на момент выдачи сертификатов стаж меньший, чем у нее, стоящие в очереди после нее, не может быть принята во внимание, поскольку данный факт не относится к предмету спора и не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что в выдаче государственного жилищного сертификата ей было отказано в связи с отсутствием в материалах учетного дела справки о получении ее сыном Авериным Д.В. паспорта в Вологодской области, является несостоятельным.
Так, ни в материалах гражданского дела, ни в учетном деле истца, письменного отказа в выдаче государственного жилищного сертификата от администрации Ковдорского района или Министерства строительства и территориального развития Мурманской области не имеется. Не содержится в них и сведений о том, что учетное дело Авериной Н.Н. в 2009 года было возвращено из Министерства строительства и территориального развития Мурманской области в администрацию Ковдорского района именно в связи с отсутствием указанной справки.
Установив, что права истицы нарушены не были, суд обоснованно не нашел оснований для возложения обязанности на администрацию Ковдорского района и Министерство строительства и территориального развития Мурманской области выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья и правомерно отказал Авериной Н.Н. в удовлетворении иска.
Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, а выражают свое несогласие с обжалуемым решением суда.
Выводы суда основаны на собранных по делу доказательствах, которые суд правильно оценил по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в полном соответствии с правилами статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене или изменению, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 06 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Авериной Н.Н. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.