Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.и судей Пильгановой В.М., Нестеровой Е.Б., при секретаре Снурницыной А.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 13 октября 2014 года, которым постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области назначить В. А. С.досрочную трудовую пенсию по старости с 08 июля 2013 года; включить в льготный стаж, дающий право на получение пенсии по старости В. А. С., из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, периоды работы с 05 мая 1999 года по 01 августа 2014 года в должности медицинской сестры отделения гинекологии в Родильном доме N 2, а именно 7 лет 10 месяцев 13 дней, с 02 августа 2004 года по 12 августа 2007 года в должности старшей медицинской сестры гинекологического отделения Родильного дома N 2, а именно 4 года 6 месяцев 16 дней.
установила:
Истец В. А.С. обратилась в Кунцевский районный суд г. Москвы с иском к ответчику ГУ - Главное управление ПФР N2 по г. Москве и Московской обл. о признании отказа комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления N 2 ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным; об обязании засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: с 01 апреля 1988 года по 07 января 1990 года в должности акушерки Новочадовской участковой больницы из расчета 1 год работы как 1 года и 3 месяца, с 08 января 1990 года по 27 августа 1990г. - в должности старшего фельдшера в Атюрьевской ЦРБ из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца, с 04 сентября 1990 года по 09 ноября 1995 года, и с 01 февраля 1998 года по 31 мая 1998 года, с 18 июня 1998 года по 04 мая 1999 года - в должности акушерки родблока Родильного дома N2 из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, с 05 мая 1999 года по 01 августа 2004 года - в должности медсестры отделения гинекологии в Родильном доме N2 из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, с 02 августа 2004 года по 12 августа 2007 года - в должности старшей медицинской сестры гинекологического отделения Родильного дома N2 из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, с 23 января 2007 года по 23 февраля 2007 года период обучения на курсах повышения квалификации, с 13 августа 2007 г. по 30 ноября 2010 г. - в должности старшей акушерки акушерского физиологического отделения и с 01 декабря 2010 года по 15 декабря 2010 года - в должности акушерки отделения патологии беременности Родильного дома N2 из расчета 1 год работы как 1 год 6 месяцев, с 27 декабря 2010 года по 18 марта 2012 года, с 19 мая 2012 года по 20 июня 2014 года в должности акушерки акушерско-гинекологического отделения ФГУ Поликлиника N4 из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Требования мотивированы тем, что она 08 июля 2013 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 24 октября 2013 года комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области вынесла решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в виду отсутствия необходимого специального стажа продолжительностью 30 лет.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционный жалобы ответчик ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направил, об уважительных причинах неявки представителя не сообщил и не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судебная коллегия на основании ч. 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражения истца В. А.С., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5б Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с п. 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, после 01 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года - на основании Списка и Правил, утвержденных указанным Постановлением, после 13 ноября 2013 года - на основании Списка и Перечня, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, правом на досрочную трудовую пенсию по старости обладают акушерки и медицинские сестры в медицинских учреждениях различных наименований, правом на использование льготного исчисления согласно Перечню N781 - операционные медицинские сестры, акушерки в акушерском, акушерском физиологическом, акушерском обсервационном, акушерской патологии беременности, гинекологическом отделениях, имеющих хирургический профиль стационаров.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что В. А.С., 12 мая 1966 года рождения, 08 июля 2013 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года " О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 24 октября 2013 года комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области вынесла решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в виду отсутствия необходимого специального стажа продолжительностью 30 лет.
При документальной проверке ПФР установил разночтения по наименованиям должностей согласно трудовой книжке и архивной справке.
Согласно протоколу заседания указанной комиссии N 687 от 24 октября 2013 года период работы с 01 апреля 1988 года по 07 января 1990 года в должности акушерки участковой больницы; с 04 сентября 1990 года по 04 мая 1999 года в должности акушерки родблока, были засчитаны в специальный стаж в календарном исчислении, так как Правилами N 781, Списком N 464, Правилами N 1066, Перечнем N 1066 для зачета в льготном исчислении предусмотрены структурные подразделения акушерское, акушерское физиологическое, акушерское патологии беременности, гинекологическое и т.д.
Из данных о стаже застрахованного лица, представленных ПФР, и указанного протокола ПФР, усматривается, что период с 05 мая 1999 года по 31 октября 1999 года в должности медсестры отделения оперативной гинекологии принят в календарном, а не льготном, исчислении, поскольку Правилами N 781 предусмотрены должности акушерка, медсестра операционная, Списком N 464, Правилами N 1066, Перечнем N 1066 предусмотрены иные наименования структурных подразделений.
Периоды работы с 08 января 1990 года по 24 июля 1990 года в Атюрьевской ЦРБ в должности фельдшера по детству согласно архивной справке, в должности старшего фельдшера согласно трудовой книжке; с 01 ноября 1999 года по 02 августа 2004 года в Родильном доме N 2 в должности медсестры для оформления на госпитализацию и производства абортов, не были включены в специальный стаж, поскольку такие наименования должностей Списком N 464, Правилами N 1066, Перечнем N 1066, Списком N 781 и Правилами от 29 октября 2002 года не предусмотрены.
Период с 03 августа 2004 года по 12 августа 2007 года в должности старшей медсестры отделения гинекология принят к зачету также в календарном исчислении, так как Списком N 464, Правилами N 1066, Перечнем N 1066 подобное наименование отделения не предусмотрено.
Из специального стажа полностью исключены периоды: с 23 января 2007 года по 23 февраля 2007 года - курсы повышения квалификации, с 01 июня 1998 года по 17 июня 1998 года, с 19 марта 2012 года по 31 марта 2012 года, с 01 апреля 2012 года по 18 мая 2012 года - отпуска без сохранения заработной платы; с 10 ноября 1995 года по 31 января 1998 года - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
При таком исчислении ПФР рассчитал, что специальный стаж истца составил 21 год 05 месяцев 19 дней на дату обращения за назначением пенсии.
Из анализа приведенных норм права, устанавливающих перечни и списки лиц, имеющих право на льготное исчисление специального стажа, усматривается, что данное право предполагает осуществление трудовых функций, связанных с хирургическим профилем структурного отделения, и не может быть поставлено в зависимость только от различий в наименованиях профессий и структурных подразделений.
Из представленных суду поименных списков работников организации, касающихся периодов с 05 мая 1999 года по 01 августа 2004 года, с 02 августа 2004 года по 12 августа 2007 года усматривается, что в указанные периоды истец участвовала в проведении хирургических операций.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования истца о включении указанных периодов работы в специальный стаж работы истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
При этом судебная коллегия отмечает, что согласно представленным сведениям о стаже (л.д.82) усматривается, что период с 05 мая 1999 года по 31 октября 1999 года был включен пенсионным органом в стаж в календарном исчислении, то есть как 5 месяцев 27 дней, соответственно из расчета стажа в льготном исчислении дополнительно за этот период следует включить 2 месяца 28 дней.
Период с 01 ноября 1999 года по 01 августа 2004 года, вовсе невключенный в специальный стаж, составит в календарном исчислении 4 года 9 месяцев 1 день, в льготном - 7 лет 1 месяц 17 дней.
Таким образом, за период с 05 мая 1999 года по 01 августа 2004 года дополнительно по решению суда подлежит включению период продолжительностью 07 лет 04 месяца 15 дней.
Период с 02 августа 2004 года по 12 августа 2007 года был включен в специальный стаж в календарном исчислении, то есть как 03 года 12 дней, соответственно дополнительно подлежит включению в льготном исчислении 01 год 06 месяцев 06 дней.
С учетом установленного ПФР специального стажа 21 год 05 месяцев 19 дней и подлежащего включению дополнительно по решению суда, специальный стаж истца составит 30 лет 04 месяца 10 дней, что превышает требуемый 30 летний стаж.
При таком положении суд обоснованно удовлетворил требования истца о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за назначением пенсии, то есть с 08 июля 2013 года, что соответствует положениям ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку суд первой инстанции в резолютивной части решения суда указал продолжительность периодов работы без учета того, что часть стажа включена ответчиком в специальный стаж истца в календарном исчислении, то указание на продолжительность стажа в льготном исчислении: 07 лет 10 месяцев 13 дней и 04 года 06 месяцев 16 дней, подлежащего включению, следует исключить из резолютивной части.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно обязал включить в льготном исчислении периоды работы с 08 января 1990 года по 27 августа 1990 года, с 27 декабря 2010 года по 18 марта 2012 года, с 19 мая 2012 года по 31 марта 2013 года, являются несостоятельными, поскольку в удовлетворении данных требований было отказано.
Доводы апелляционной жалобы Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области направлены на иное толкование норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны возражениям на заявленный иск и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 13 октября 2014 года оставить без изменения, исключив из резолютивной части указание на продолжительность стажа, подлежащего включению, а именно: 07 лет 10 месяцев 13 дней и 04 года 06 месяцев 16 дней, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.