Судья Воронов В.В. Гр. дело N 33-25584/14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ермиловой В.В.
судей Морозовой Д.Х., Грицких Е.А.
при секретаре Микаэлян К.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грицких Е.А. гражданское дело по апелляционной жалобе истца *. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2014 года, которым постановлено:
В иске *к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения отказать,
установила:
*обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения. В обоснование заявленных требований истец указала, что она проживает и зарегистрирована по адресу: *, в однокомнатной квартире с 29 марта 1984 года. Данная квартира была предоставлена ей на основании решения Исполнительного комитета * районного совета народных депутатов города Москвы N *от 22 февраля 1984 года. В ордере N * Серия ЕЖ от 03 марта 1984 года на вселение в жилое помещение помимо нее *была указана - *(дочь *.). Общая площадь квартиры составляет - 35,1 кв.м, жилая площадь -19,5 кв.м. Жилое помещение было предоставлено по ходатайству РСУ * района города Москвы, с которым она (*.) состояла в производственных отношениях. В настоящий момент в спорном жилом помещении проживают и зарегистрированы три человека: *., *. и *. Из полученного ею ответа от 06.05.2013 года из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии города Москвы, стало известно, что жилое помещение, в котором они проживают, является городской государственной собственностью и входит в имущественную казну города Москвы. Она, *, ее дочь - *и ее внучка - *используют вышеуказанное жилое помещение по назначению и полностью соблюдают Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства РФ N25 от 21 января 2006 года, а именно обеспечивают сохранность помещения; участвуют в проведении текущих ремонтов; содержат помещение в надлежащем технически исправном и санитарно-гигиеническом состоянии; оплачивают ЖКУ в полном объеме и в соответствии с ЕПД, в том числе за наем жилого помещения; используют жилое помещение с учетом соблюдения прав, свобод и законных интересов соседей по многоквартирному и других лиц. Фактически она - * является нанимателем данного жилого помещения, а Правительство Москвы в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является наймодателем, однако ее права и обязанности в отношении спорного жилого помещения нигде не указаны и не зарегистрированы, кроме ЖК РФ. С 01-го марта 2005 года наниматель и наймодатель обязаны оформить свои жилищные правоотношения и заключить Договор социального найма жилого помещения, поскольку в соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Она неоднократно обращалась в адрес Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с предложением заключить Договор социального найма жилого помещения, однако всякий раз получала отказ. Сотрудники и специалисты ДЖП и ЖФ города Москвы ссылаются на Постановление Правительства города Москвы N 711 - ПП от 05.08.2008 года, в соответствии с которым гражданам, проживающим по служебному ордеру, состоящим на жилищном учете по месту жительства в городе Москве и отработавшим в организации, которая предоставила жилое помещение менее 10 лет, занимаемое жилое помещение может быть предоставлено по договору найма (до подхода очереди). Между тем, данный нормативно-распорядительный акт был издан 05.08.2008 года, то есть, спустя более чем три года с момента вступления ЖК РФ и ГК РФ в законную силу. В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В соответствии со ст.ст. 60-63 ЖК РФ; ст.ст. 671-674 ГК РФ пользование жилым помещением и проживание в нем возможно только на основании договора найма (социального найма). При таких обстоятельствах она считает, что отказ ДЖП и ЖФ города Москвы в заключении с ней, *., Договора социального найма жилого помещения является безусловным и существенным нарушением ее гражданских и жилищных прав, свобод и законных интересов в части, касающейся права пользования жилыми помещениями и проживания в них. Заключение Договора социального найма жилого помещения позволит ей в дальнейшем приватизировать квартиру и распоряжаться ею по своему усмотрению, так как в соответствии со ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 года N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Истец просит суд обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы заключить с ней - * Договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *, обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы включить в Договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: * в качестве членов ее семьи - * и *.
Истец и ее представитель в судебном заседании суда первой инстанции требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не просил, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец *по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в заседание суда апелляционной инстанции не явился, согласно имеющимся документам извещался о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем, руководствуясь ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца *. и ее представителя по доверенности *., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено и из материалов дела следует, что *проживает и зарегистрирована по адресу: *, в однокомнатной квартире с 29 марта 1984 года. Данная квартира была предоставлена ей на основании решения Исполнительного комитета * районного совета народных депутатов города Москвы N *от 22 февраля 1984 года. В ордере N * Серия ЕЖ от 03 марта 1984 года на вселение в жилое помещение помимо *была указана - *(дочь *.). Общая площадь квартиры составляет - 35,1 кв.м, жилая площадь -19,5 кв.м. Жилое помещение было предоставлено по ходатайству РСУ * района города Москвы в связи с наличием производственных отношений РСУ * района города Москвы с истцом.
В настоящий момент в спорном жилом помещении проживают и зарегистрированы три человека: *.(истец), *.(дочь истца) и *.(внучка истца) (л.д.9-10).
Спорная квартира находится в собственности г. Москвы и была предоставлена истцу в качестве служебного жилого помещения.
Истец *неоднократно обращалась к ответчику ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлениями об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда г. Москвы и предоставлении занимаемой квартиры по договору социального найма.
Согласно ответу ДЖП и ЖФ г. Москвы от 15.02.2012 г. N *, на заявление *., следует, что оснований для предоставления ей занимаемого жилого помещения по договору социального найма не имеется, поскольку стаж ее работы в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы, составляет менее 10 лет.
В соответствии с п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП, с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма.
Таким образом, при разрешении вопроса о предоставлении служебного жилого помещения по договору социального найма следует исходить из продолжительности периода работы гражданина в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы.
Поскольку, занимаемое истцом спорное жилое помещение является служебным, а собственник жилого помещения город Москва возражает против заключения договора социального найма с истцом, стаж работы которого в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, составляет менее 10 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования истца заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия согласна с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае. Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что данный нормативно-распорядительный акт был издан 05.08.2008 года, то есть, спустя более чем три года с момента вступления ЖК РФ и ГК РФ в законную силу, в связи с чем, по мнению истца, не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения;
В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 01.03.2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).
В 1983 года введен в действие Жилищный кодекс РСФСР, а 01.03.2005 года - Жилищный кодекс РФ.
В соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Исходя из положений данной статьи, нормы ЖК РФ применяются только к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Только в ЖК РФ введен новый термин "специализированный жилищный фонд", к которому относится, в том числе, и служебные жилые помещения. А также в ст. 92 определен новый порядок использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения - допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Однако в силу положений ст. 6 ЖК РФ данный порядок не распространяется на те служебные жилые помещения, которые были признаны в качестве таковых до 01.03.2005 года по действующему на тот момент жилищному законодательству.
Это же подтверждается и постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру", в котором не предусмотрена обязанность включения их в реестр специализированного жилищного фонда, а разрешен вопрос о порядке их передачи лицам, занимающим данные жилые помещения.
Исходя из положений п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Как следует из материалов дела, спорная квартира была предоставлена *. на основании служебного ордера от 29.03.1983 года N * Серия ЕЖ, в связи с наличием производственных отношений с РСУ * района города Москвы.
Следовательно, на момент предоставления спорное жилое помещение являлось служебным и находилось в жилищном фонде г.Москвы, что не оспаривалось самим истцом. Материалами дела достоверно подтверждено, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду. Статус спорного жилого помещения не изменялся, собственник жилого помещения - город Москва в лице его уполномоченного органа в сфере жилищных правоотношений не принимал решение об исключении жилого помещения из числа специализированного жилищного фонда.
В этой связи, судебная коллегия считает несостоятельными и доводы апелляционной жалобы о том, что согласно справке Росреестра, квартира в которой проживает истец, является городской собственностью.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения являются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах, вступление в силу с 01.03.2005 года Жилищного кодекса РФ не влияет на статус спорного жилого помещения, и оно может быть передано истцу на условиях договора социального найма при условий соблюдения всех требований, предусмотренных Положением о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных помещений, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с 01.03.2005 года стороны обязаны оформить свои жилищные правоотношения, заключив договор социального найма, поскольку в соответствии со ст.ст.60-63 ЖК РФ, 671-674 ГК РФ, пользование жилым помещением возможно только на основании договора найма, социального найма, судебная коллегия также считает не основанными на законе.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца *. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.