Судья: Муссакаев Х.И. N 33-2922/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Мызниковой Н.В., Котовой И.В.,
при секретаре Красниковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе Пастуховой С.В. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 07 октября 2014 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение-Главное управление Пенсионного Фонда N 8 по г. Москве и Московской области включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы Пастуховой С.В. с 26.11.1993г. по 25.01.1994г.
Обязать Государственное учреждение-Главное управление Пенсионного Фонда N 8 по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж Пастуховой С.В. периоды с 01.01.2014 г. по 05.03.2014г.
В остальной части иска Пастуховой С.В. отказать.
установила:
Пастухова С.В. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области, просила обязать ответчика включить в подсчет ее стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности периоды ее работы, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в обосновании своих требований ссылаясь на то, что она осуществляла медицинскую деятельность.
В судебном заседании Пастухова С.В. исковые требования поддержала, представитель ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Пастухова С.В.
Выслушав Пастухову С.В., представителя ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение подлежит отмене в части.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, Пастухова С.В., обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.
В соответствии с протоколом ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Пастуховой С.В. было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, при этом, в специальный трудовой стаж истца были включены периоды ее работы общей продолжительностью 15 лет 04 месяца 0 дней и не были включены периоды работы: с 07.07.1983г. по 07.08.1983г., с 17.12.1984г.по 21.12.1984г., с 10.08.1992г. по 11.09.1992г., с 17.05.1993г. по 05.06.1993г., с 29.07.1994г. по 31.08.1994г., с 03.07.1995г. по 29.07.1995г., с 04.08.1997г. по 30.08.1997г., с 27.07.1998г. по 31.07.1998г., с 09.08.1999г. по 04.09.1999г., с 01.01.2006г. по 14.01.2006г. - отпуска без сохранения заработной платы, так как не предусмотрены Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516; с 17.09.1993г. по 25.11.1993г. - зубной техник в фирме АОЗТ ***, так как место работы не является учреждением; с 26.11.1993г. по 25.01.1994г. - зубной техник в муниципальном предприятии-стоматологическая поликлиника N ***, так как место работы не является учреждением; с 01.11.1999г. по 31.12.2005г., с 15.01.2006г. по 31.12.2013г., с 01.01.2014г. по 05.03.2014г. - зубной техник в ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N *** Департамента здравоохранения города Москвы", так как должность не предусмотрена Списком, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г.
Истец претендовала на включение данных периодов в подсчет ее специального стажа, также просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Суд отказал в удовлетворении требований об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа периоды отпусков без сохранения заработной платы. Судебная коллегия соглашается с выводом суда в данной части, так как данные периоды, в силу действующего законодательства, не могут быть включены в подсчет специального стажа.
Истец претендовала на включение в подсчет ее специального стажа периода работы зубным техником в фирме АОЗТ *** с 17.09.1993г. по 25.11.1993г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
Как усматривается из Списка, в разделе "наименование учреждений" акционерное общество открытого (закрытого) типа, закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, одним из видов деятельности которых является осуществление медицинской деятельности, не указаны.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Каких-либо данных о том, что АОЗТ фирма *** являлось или является учреждением здравоохранения, материалы дела не содержат.
Не может быть применим в данном случае и п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г.,согласно которому - в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), так как доказательств того, что в АОЗТ фирма ***, где работала истец, имелось вышеперечисленное, не представлено.
Таким образом, решение суда в части отказа в обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца период с 17.09.1993г. по 25.11.1993г. полностью отвечает требованиям действующего законодательства.
Учитывая вышеприведенную позицию Верховного суда РФ, суд правомерно обязал ответчика включить в подсчет специального стажа истца период с 26.11.1993г. по 25.01.1994г., когда истец работала зубным техником в муниципальном предприятии - стоматологическая поликлиника N ***, при этом суд принял во внимание, что указанная поликлиника являлась учреждением здравоохранения, в связи с изменением организационно-правовой формы у работников сохранился прежний характер профессиональной деятельности.
Истец также претендовала на включение в подсчет ее специального стажа периодов работы с 01.11.1999г. по 31.12.2005г., с 15.01.2006г. по 31.12.2013г., с 01.01.2014г. по 05.03.2014г. зубным техником в ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N *** Департамента здравоохранения города Москвы".
Истец, претендуя на включение периодов работы с 01.11.1999г. по 31.12.2005г., с 15.01.2006г. по 31.12.2013г., с 01.01.2014г. по 05.03.2014г. зубным техником в ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N *** Департамента здравоохранения города Москвы", ссылалась лишь на то, что, по ее мнению, в данном случае следует применить ранее действующее законодательство, которое предполагало включение в подсчет специального стажа работу в должности зубного техника в стоматологической поликлинике, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N 2П, согласно которому в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией граждан.
Однако, данная позиция истца основана на неверном толковании закона. Действительно, до 01.11.1999г. (действовали Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464) право на включение в подсчет специального стажа периода работы имели в том числе и зубные техники, при этом периоды работы истца до 01.11.1999г. в должности зубного техника пенсионными органами, а период с 26.11.1993г. по 25.01.1994г. решением суда, в строгом соответствии с вышеназванным Постановлением Конституционного Суда РФ включены в подсчет специального стажа истца, однако, с 01.11.1999г. применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительством Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, далее, 22.10.2002г. постановлением Правительства РФ N 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который действует в настоящее время, ни Списком от 1999г., ни Списком от 2002г. наименование должности - зубной техник, не предусмотрено. Следовательно, решение суда в части отказа в удовлетворении требований об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца периодов с 01.11.1999г. по 31.12.2005г., с 15.01.2006г. по 31.12.2013г., с 01.01.2014г. по 05.03.2014г., заявленных по тем основаниям, что к данным правоотношениям следует применить законодательство, действовавшее до 01.11.1999г., полностью отвечает требованиям закона. При этом, судебная коллегия отмечает, что истец не лишена возможности претендовать на включение данных периодов работы в подсчет ее специального стажа по иным основаниям.
При включении в подсчет специального стажа истца периода с 26.11.1993г. по 25.01.1994г., с учетом того, что пенсионными органами в подсчет специального стажа истца включено 15 лет 04 мес. 09 дн., у истца на дату обращения в пенсионный отдел - 06.03.2014г., отсутствовал необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", следовательно, решение суда в части отказа в обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости полностью отвечает требованиям ст.19 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии со ст.327-1 ГПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Как указывалось выше, истец претендовала на включение в подсчет ее специального стажа периодов работы с 07.07.1983г. по 07.08.1983г., с 17.12.1984г.по 21.12.1984г., с 10.08.1992г. по 11.09.1992г., с 17.05.1993г. по 05.06.1993г., с 29.07.1994г. по 31.08.1994г., с 03.07.1995г. по 29.07.1995г., с 04.08.1997г. по 30.08.1997г., с 27.07.1998г. по 31.07.1998г., с 09.08.1999г. по 04.09.1999г., с 01.01.2006г. по 14.01.2006г. - отпуска без сохранения заработной платы; с 17.09.1993г. по 25.11.1993г. ; с 26.11.1993г. по 25.01.1994г.; с 01.11.1999г. по 31.12.2005г., с 15.01.2006г. по 31.12.2013г., с 01.01.2014г. по 05.03.2014г., также просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, каких-либо иных требований истцом не заявлялось, что следует из материалов гражданского дела, также подтверждено истцом в заседании судебной коллегии, однако, суд обязал ответчика включить в подсчет страхового стажа истца период с 01.01.2014г. по 05.03.2014г. Учитывая, что в соответствии со ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, то решение суда в части обязания ГУ-ГУ ПФР N 8 включить в страховой стаж Пастуховой С.В. периоды с 01.01.2014 г. по 05.03.2014г. подлежит отмене, так как таких требований истцом не заявлялось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 07 октября 2014 года отменить в части обязания Государственного учреждения-Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области включить в страховой стаж Пастуховой С.В. периоды с 01.01.2014 г. по 05.03.2014г.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Пастуховой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.