Судья Мусимович М.В.
Дело N 33-39472
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Строгонова М.В.,
судей Мухортых Е.Н., Михалевой Т.Д.,
при секретаре Дежине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика МВД России по доверенности Шитовой Ю.И. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 июня 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования *** к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения по отказу в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и устранении допущенных нарушений удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел Российской Федерации в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения *** Александра Михайловича.
Обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации принять *** на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 26 июня 2013 года,
установила:
*** А.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации и просит признать решение от 26 июня 2013 года заседания Комиссии МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в части, касающейся истца, незаконным, обязать ответчика поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заявленные требования мотивированы тем, что 13 мая 2013 года истцом в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России (далее - ДТ МВД России) было подано заявление для рассмотрения на комиссии вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К заявлению прилагались все необходимые по закону документы. 30 сентября 2013 года истец получил выписку из протокола N3 ДТ МВД России, из которой следует, что в заявлении истца отказано. Отказ мотивирован со ссылкой на часть 7 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N247-ФЗ. Таким образом, ответчик посчитал, что истец намеренно ухудшение свои жилищные условия. Истец не согласен с решением ответчика, полагает данное решение незаконным.
В суде первой инстанции истец *** А.М. и его представители по доверенности Литовченко А.Ю., Сапунов О.А. поддержали требования истца и просили об их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика МВД Российской Федерации по доверенности Шитова Ю.И. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала и пояснила, что истцу было отказано в принятии на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, поскольку истец совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в связи с этим, право состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, появится у истца не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных выше намеренных действий, в соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона. Просила суд в иске истцу отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика МВД Российской Федерации по доверенности Шитова Ю.И.
В судебном заседании коллегии истец *** А.М. и его представитель по доверенности Сапунов О.А. против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда возражали.
Представитель ответчика МВД Российской Федерации в судебное заседание коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие представителя ответчика МВД России.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается, что истец *** А.М. проходит службу в органах внутренних дел. Стаж службы на момент его обращения о принятии на учет
для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и
строительства жилого помещения (на 01 марта 2013 года) составлял 17
лет 07 месяцев и 00 дней.
Истец обратился в МВД РФ с заявлением о принятии его (истца) и членов семьи истца на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Данное заявление и пакет необходимых документов были рассмотрены на заседании комиссии МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия).
Протоколом N3 заседания комиссии от 26.06.2013 г. истцу было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты и строительства жилого помещения, в соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона.
В настоящее время *** A.M. зарегистрирован по месту жительства в комнате размером 17,7 кв.м. в коммунальной квартире N*** в доме *** по ул. *** в г. *** Московской области вместе с гражданином Дубик Ю.Е. Собственником комнаты является гражданин Ветров Д.И. (не является родственником или членом семьи).
На данную площадь *** A.M. прибыл в декабре 2012 года из 3-х комнатной квартиры N *** общей площадью 59,9 кв.м. в доме *** по ул. *** в г. *** Московской области, где остались проживать его родители. Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности родителям *** A.M. (1/2 доли) и 1/2 доля его дочери, 2001 года рождения (на данной площади не зарегистрирована).
С учетом приведенных обстоятельств, комиссией в постановке *** А.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано, т.к. истец с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, выразившиеся в снятии с регистрационного учета по месту жительства и регистрации его родителей, так как в соответствии с пп.2 ч.2 ст. 4 Закона *** A.M. являлся членом семьи собственника и был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м. (по 19,9 кв.м. на каждого).
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что выводы комиссии МВД РФ по отказу истцу в постановке на очередь на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не основаны на нормах действующего законодательства, а потому являются незаконными.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, т.к. он не соответствует обстоятельствам дела и постановлен с нарушением норм материального права.
На основании ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является собственником жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
При этом как следует из п. 4 ст.4 указанного Федерального закона N 247 ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно пп. "е" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, утв. Постановлением Правительства РФ N 1223 от 30.12.2011 г., (далее - Правила) принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Пунктом 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ установлен перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, к которым Правительство РФ отнесло:
а) обмен жилыми помещениями;
б) невыполнение условий договора о пользований жилым помещением,
повлекшее выселение в судебном порядке;
в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения
супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);
г) выделение доли собственниками жилых помещений;
д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения,
имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих
членов его семьи.
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (п. 16 Правил).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования *** А.М. со ссылкой на выше приведенные правовые нормы, исходил из того, что истец, являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий, не перестал быть таковым и после регистрации в комнате размером 17,7 кв.м. в квартире коммунального заселения N*** в доме *** по ул. *** в г. *** Московской области; действия истца по регистрации в другом жилом помещении не могут расцениваться, как ухудшение жилищных условий в части уменьшения общей площади, которые могут повлечь утрату права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку право состоять на таком учете истец имел и до совершения действий по регистрации в указанном жилом помещении (комнате 17,7 кв.м.).
При этом суд, с учетом положений п. 2 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2011 N 47-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходил из того, что при постановке на учет для получения ЕСВ родители сотрудника не являются членами его семьи.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими доводы апелляционной жалобы ответчика, что положения п. 2 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2011 N 47-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" применяется только при расчете и предоставлении социальной выплаты.
При наличии регистрации по месту жительства в квартире общей площадью 59,9 кв.м. по адресу: ***, на каждого члена семьи (истец и его родители), зарегистрированных в жилом помещении, приходилось по 19, 96 кв.м. общей площади, и у истца в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ отсутствовало бы право на постановку на учет для получения единовременной выплаты.
При наличии регистрации по месту жительства в жилом помещении - комнате размером 17,7 кв.м. в квартире коммунального заселения N*** в доме 5 по ул. *** в г. *** Московской области, с учетом двух зарегистрированных лиц, на *** А.М. приходится менее 15,0 кв.м. общей площади и у истца в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ возникает право на постановку на учет для получения единовременной выплаты, так как общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. м.
Данные действия истца привели к ухудшению им своих жилищных условий и к искусственному возникновению нуждаемости в жилье и, соответственно, права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Таким образом, судебная коллегия считает, что истец, как сотрудник органов внутренних дел, для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, так как вселился в жилое помещение меньшей площади, в связи с чем ответчиком обоснованно было принято решение об отказе в постановке *** А.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
При этом ссылку суда в решении, что ни одно из действий, указанных в п. 9 Правил, повлекших ухудшение жилищных условий, истцом не совершалось, судебная коллегия находит ошибочной, основанной на неправильном толковании действующего законодательства. Пункт 9 Правил в качестве исключения предоставляет право сотруднику внутренних дел вселить в жилое помещение супругу, несовершеннолетних детей, однако в данном случае истец снялся с регистрационного учета и вселился в жилое помещение лица, не являющегося членом его семьи.
При изложенных обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска *** А.М. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 июня 2014 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований *** к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения от 26 июня 2013 года об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.