Именем Российской Федерации
16 сентября 2013 года г. Москва
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокуроров Семеновой И.В., Ларионовой О.Г., при секретаре Курамагомедовой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0086/2013 по заявлению Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконным и отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 29 апреля 2013 года N 40/1 "Об исполнении определения Верховного Суда Российской Федерации", о возложении обязанности на Московскую городскую избирательную комиссию рассмотреть на ближайшем заседании ходатайство от 02 апреля 2011 года "О регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и принять решение, отвечающее требованиям закона,
установил:
02 апреля 2011 года Пленумом комитета Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума города Москвы.
07 апреля 2011 года ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума направлено в Московскую городскую избирательную комиссию (далее Мосгоризбирком).
Решением Мосгоризбиркома от 21 апреля 2011 года N 80/1 в регистрации инициативной группы отказано.
Данное решение обжаловано заявителем в Московский городской суд, а затем в Верховный Суд РФ. Кассационным определением Верховного Суда РФ от 17 августа 2011 года решение Мосгоризбиркома от 21 апреля 2011 года N 80/1 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума признано незаконным и отменено.
15 сентября 2011 года Мосгоризбиркомом вновь принято решение об отказе в регистрации инициативной группы.
Решением Московского городского суда от 13 декабря 2011 года, вступившим в законную силу 14 марта 2012 года, указанное решение Мосгоризбиркома признано незаконным и отменено.
18 октября 2012 года на заседании Мосгоризбиркома рассмотрен вопрос "Об инициативе проведения референдума", включенный в повестку дня по инициативе членов комиссии. По результатам рассмотрения этого вопроса решение об инициативе проведения референдума не принято.
Московское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее МГО ПП КПРФ), считая незаконным бездействие Мосгоризбиркома, выразившееся в непринятии решения по ходатайству от 02 апреля 2011 года о регистрации инициативной группы по проведению референдума, а также, полагая незаконным решение Мосгоризбиркома от 18 октября 2012 года, обратилось с соответствующим заявлением в Московский городской суд.
Решением Московского городского суда от 19 декабря 2012 года в удовлетворении этого заявления МГО ПП КПРФ отказано.
Определением Верховного Суда РФ от 27 марта 2013 года указанное решение Московского городского суда отменено, по делу принято новое решение, которым заявление МГО ПП КПРФ удовлетворено, бездействие Московской городской избирательной комиссии признано незаконным, на последнюю возложена обязанность принять решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума в городе Москве от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", если к этому нет иных установленных законом препятствий.
Решением Мосгоризбиркома от 29 апреля 2013 года N 40/1 "Об исполнении определения Верховного Суда Российской Федерации" отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы.
МГО ПП КПРФ обратилось в Московский городской суд с заявлением, в котором просит признать указанное решение Московской городской избирательной комиссии от 29 апреля 2013 года N 40/1 "Об исполнении определения Верховного Суда Российской Федерации" незаконным и отменить; Обязать Московскую городскую избирательную комиссию рассмотреть на своем ближайшем заседании ходатайство от 02 апреля 2011 года "О регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы от МГО ПП КПРФ" и принять решение, отвечающее требованиям пункта 5 статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", части 10 статьи 9 закона города Москвы "О референдумах в городе Москве".
Представитель заявителя (по доверенности) Романова Н.Е. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Мосгоризбиркома (по доверенности) Реут Д.А. требования не признал, считал их не обоснованными, просил в их удовлетворении отказать. Пояснив, что Комиссия действовала в строгом соответствии с требованиями определения Верховного Суда РФ от 27 марта 2013 года.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокуроров Семеновой И.В., Ларионовой О.Г., полагавших заявление МГО ПП КПРФ подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (пункт 1). Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды (пункт 2). В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (пункт 5). С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии (пункт 10).
Исходя из положений пункта 3 статьи 14 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и части 3 статьи 8 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве" инициативу проведения референдума вправе выдвинуть избирательное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее, чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
Уставом Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" предусмотрено ее право на участие в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бюро Комитета Регионального отделения политической партии Коммунистическая Партия Российской Федерации вправе инициировать проведения референдума в городе Москва (1.3, 6.11 Устава Партии).
Порядок реализации инициативы проведения референдума установлен в статье 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которой инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт 2). В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы (пункт 3). К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (пункт 4). Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 5).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (пункт 6). Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона (пункт 8). Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона (пункт 13).
Аналогичные, по своему содержанию, нормы содержатся в статье 9 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве".
Анализ изложенных положений действующего федерального и регионального законодательства показывает, что основанием к отказу в регистрации инициативной группы по проведению референдума может являться несоответствие, представленных такой группой, ходатайства и документов требованиям закона. При этом все допущенные инициативной группой нарушения действующего законодательства, послужившие основанием к отказу в регистрации инициативной группы, должны быть указаны в решении соответствующей избирательной комиссии.
Решение Мосгоризбиркома от 29 апреля 2013 года N 40/1 "Об исполнении определения Верховного Суда Российской Федерации" таких сведений не содержит.
Согласно оспариваемому решению Московской городской избирательной комиссии, основанием к отказу в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы, явилось отсутствие решения Московской городской Думы о соответствии вопросов референдума требованиям закона.
Вместе с тем, такого основания для отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума законом не предусмотрено.
Кроме того, принимая указанное решение, Московская городская избирательная комиссия не учла того, что решение о соответствии вопросов требованиям закона Московская городская Дума принимает после поступления ходатайства и приложенных к нему документов из избирательной комиссии. Однако, этой процедуры Мосгоризбиркомом выполнено не было, ходатайство и приложенные к нему документы в Московскую городскую Думу не направлялись.
При таких обстоятельствах ответственность, в виде отказа в регистрации инициативной группы, за отсутствие решения законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о соответствии вопросов референдума требованиям закона, нельзя возлагать на инициативную группу.
Учитывая изложенное, решение Московской городской избирательной комиссии от 29 апреля 2013 года N 40/1 "Об исполнении определения Верховного Суда Российской Федерации" не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя, либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя, суд обязывает Московскую городскую избирательную комиссию в установленном порядке повторно рассмотреть ходатайство от 02 апреля 2011 года "О регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и принять решение в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 10 статьи 9 Закона г. Москвы от 18.04.2007 N 11 "О референдумах в городе Москве".
Доводы представителя Мосгоризбиркома о том, что оспариваемое решение принято во исполнение определения Верховного Суда РФ от 27 марта 2013 года, подлежат отклонению, поскольку указанный акт Верховного Суда РФ не содержит в себе требований о принятии Комиссией решения по ходатайству заявителя, без соблюдения требований пункта 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 10 статьи 9 Закона г. Москвы от 18.04.2007 N 11 "О референдумах в городе Москве".
Напротив, из данного судебного акта следует, что Верховный Суд РФ пришел к выводу о незаконности бездействия Мосгоризбиркома и в порядке восстановления нарушенного права заявителя, обязал избирательную комиссию принять решение о регистрации инициативной группы, либо об отказе в ее регистрации, если для этого имеются установленные законом основания, в порядке и сроки, определенные пунктом 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Удовлетворяя требования заявителя, на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд взыскивает в его пользу с Московской городской избирательной комиссии 200 руб., в счет возврата государственной пошлины, уплаченной МГО ПП КПРФ при подаче настоящего заявления в суд.
На основании изложенного, статей 14, 36, 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статей 8, 9, 63 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве" и руководствуясь статьями 98, 194-199, 259-261 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Заявление Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконным и отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 29 апреля 2013 года N 40/1 "Об исполнении определения Верховного Суда Российской Федерации", о возложении обязанности на Московскую городскую избирательную комиссию рассмотреть на ближайшем заседании ходатайство от 02 апреля 2011 года "О регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и принять решение, отвечающее требованиям закона удовлетворить.
Признать решение Московской городской избирательной комиссии от 29 апреля 2013 года N 40/1 "Об исполнении определения Верховного Суда Российской Федерации" незаконным и отменить его.
Обязать Московскую городскую избирательную комиссию в установленном порядке повторно рассмотреть ходатайство от 02 апреля 2011 года "О регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы от Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и принять решение в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 10 статьи 9 Закона г. Москвы от 18.04.2007 N 11 "О референдумах в городе Москве".
Взыскать с Московской городской избирательной комиссии в пользу Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в счет возврата государственной пошлины 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: М.Ю. Казаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.