Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Семеновой И.В., при секретаре Курамагомедовой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0108/2013 по заявлению Жоночина А* И* о признании незаконным решения Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013 года N 53/32 "Об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы А.И. Жоночина",
установил:
Постановлением Московской городской Думы от 07 июня 2013г. N158 "О назначении даты выборов Мэра Москвы" назначены выборы Мэра Москвы на 08 сентября 2013г.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N53/32 Жоночину А.И. отказано в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы.
Указанное решение Жоночин А.И. просит признать незаконным, как принятое в нарушение статей 3, 15, 19, 32 Конституции РФ.
В суде заявитель Жоночин А.И. поддержал заявленные требования.
Представитель Мосгоризбиркома (по доверенности) Реут Д.А. возражал против удовлетворения заявления Жоночина А.И., полагая его несостоятельным, а отказ в регистрации кандидата - правомерным, поскольку Жоночин А.И. не обладает пассивным избирательным правом, не создал собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании, а кроме того, не выполнил в установленный законом срок возложенные на него обязанности по предоставлению документов, необходимых для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы.
Выслушав объяснения заявителя Жоночина А.И., представителя заинтересованного лица Реута Д.А., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Семеновой И.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Жоночин А.И. 05 июля 2013 года в порядке самовыдвижения представил в Мосгоризбирком документы о выдвижении своей кандидатуры на должность Мэра Москвы, а именно: заявление кандидата в письменной форме о его согласии баллотироваться кандидатом на должность Мэра Москвы, копию паспорта, копии документов, подтверждающих сведения об образовании, копии документов, подтверждающих род его занятий, сведения о размере и источниках доходов, имуществе кандидата, вкладах в банках и ценных бумагах (43-49).
В этот же день, то есть 05 июля 2013 года Мосгоризбирком направил руководителю ОАО "Сбербанк России" разрешение на открытие кандидатом на должность Мэра Москвы Жоночиным А.И. специального избирательного счета (л.д. 50).
Решением Мосгоризбиркома от 17 июля 2013 года N 53/32 Жоночину А.И. отказано в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы на основании пунктов 1, 3 и 7 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы (отсутствие у кандидата пассивного избирательного права п.1); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п.3); несоздание кандидатом избирательного фонда (п.7)).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспорены.
Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
Согласно части 7.1 статьи 4 Избирательного кодекса Москвы Мэром Москвы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов возраста 30 лет.
На основании части 1 статьи 57 Избирательного кодекса Москвы кандидаты на должность Мэра Москвы, кандидаты в депутаты Московской городской Думы, выдвинутые по одномандатным округам, кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидаты на должность главы муниципального образования обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Аналогичное положение содержится и в части 1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы, установлен статьями 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ и статьей 35 Избирательного кодекса города Москвы.
Согласно данным нормам кандидату, который изъявил желание участвовать в выборах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы: сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, часть 2.1 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); письменное заявление каждого из указанных лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации (пункт 1.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, часть 2.3 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах (пункт 1.5 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, часть 2.4 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных на территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ); подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 37, пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, пункт 2 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); листы поддержки кандидата (пункты 17-18 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, пункт 1 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата (пункт 19 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ, пункт 3 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); протокол об итогах сбора подписей избирателей, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц (пункты 2, 3 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (пункт 6 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); первый финансовый отчет кандидата (пункт 8 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы).
В соответствии с частью 16 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы в поддержку выдвижения кандидатов на должность Мэра Москвы собираются подписи депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований. Количество подписей составляет 6 процентов от общего числа депутатов представительных органов местного самоуправления, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Мэра Москвы, и числа избранных на выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований. Депутат представительного органа местного самоуправления или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных образований (не менее чем в трех четвертях муниципальных образований должно быть собрано не менее одной подписи указанных лиц). Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы. Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки кандидата на должность Мэра Москвы, определяется и обнародуется Городской комиссией в течение трех дней со дня назначения выборов Мэра Москвы.
Решением Мосгоризбиркома от 10 июня 2013г. N42/2 "О количестве подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы" определено, что в поддержку кандидата на должность Мэра Москвы должно быть собрано 110 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований, не менее чем в 110 муниципальных образованиях, находящихся на территории города Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата на должность Мэра Москвы - один процент от числа избирателей города Москвы.
Решением Мосгоризбиркома от 10 июня 2013г. N 42/3 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы" определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы, составляет 73 021 подпись.
Судом установлено, что Жоночин А.И. 1985 года рождения, то есть на день выборов Мэра Москвы - 08 сентября 2013 года, ему не исполниться 30 лет, в связи с чем он не обладает пассивным избирательным правом по выборам Мэра Москвы. Кроме того, судом бесспорно установлено, что Жоночин А.И. не создал собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании и не представил ни одного документа из перечня документов, необходимых для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы, в том числе: листы поддержки кандидата, подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, первый финансовый отчет кандидата, сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, письменное заявление каждого из указанных лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации, копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах, письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Данные обстоятельства не оспариваются самим Жоночиным А.И. и подтверждаются письменными доказательствами, представленными суду, в том числе подтверждением получения избирательной комиссией документов, которое выдавалось заявителю, копией паспорта заявителя.
Основанием для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами "а", "в", "ж" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ являются: отсутствие у кандидата пассивного избирательного права (пп."а"); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пп. "в"); несоздание кандидатом избирательного фонда (пп. "ж").
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотрены пунктами 1, 3, 7 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
Реализуя указанные полномочия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, постановлением N 203/1272-4 от 23 марта 2007г., утвердила Разъяснение порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Разъяснения).
Согласно пункту 1 указанных Разъяснений ответственность за представление необходимых для выдвижения и регистрации документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных положений как федерального, так и регионального законодательства, суд считает, что у Мосгоризбиркома имелись правовые основания для отказа Жоночину А.И. в регистрации его кандидатом на должность Мэра Москвы, поскольку последний не обладает пассивным избирательным правом по выборам Мэра Москвы, им не выполнена в установленный законом срок возложенная на кандидата обязанность по созданию собственного избирательного фонда для финансирования своей избирательной кампании и по предоставлению документов, необходимых для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы.
При этом суд учитывает, что случаи, при наступление которых кандидат освобождался бы от обязанности представлять в установленный законом срок необходимые для регистрации документы, Федеральным законом от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, не установлены.
Напротив, регистрация кандидата на основании представленных не в полном объеме документов, по мнению суда, свидетельствовала бы о несоблюдении единых для всех кандидатов правил предоставления документов, необходимых для регистрации, и нарушении, закрепленного статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 7 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 23.04.2003 г. N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" Городская комиссия осуществляет на территории города Москвы контроль за соблюдением избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и в голосовании по отзыву Мэра Москвы (далее - отзыв); обеспечивает на территории города Москвы соблюдение равных условий предвыборной деятельности для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов.
Городская комиссия формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Деятельность Городской комиссии осуществляется коллегиально. Заседание Городской комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее восьми членов Городской комиссии с правом решающего голоса. Решения Городской комиссии об избрании, о назначении либо об освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря Городской комиссии, председателей окружных и территориальных комиссий, а также о внесении предложений по кандидатурам на должности председателей комиссий, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов и референдумов, о регистрации кандидатов или городских списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене регистрации кандидатов или городских списков кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов или референдума, о признании выборов или референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных выборов, об отмене решений нижестоящих избирательных комиссий, противоречащих закону либо принятых с превышением установленной компетенции, об утверждении Регламента Городской комиссии принимаются на заседании Городской комиссии большинством голосов от установленного числа членов Городской комиссии с правом решающего голоса. Решения Городской комиссии и протоколы ее заседаний подписываются Председателем и секретарем Городской комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания) (ч. 1 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 9 Закона города Москвы от 23.04.2003 г. N 23).
Из протокола заседания Мосгоризбиркома от 17 июля 2013 года N 53 усматривается, что в заседании, на котором постановлено оспариваемое заявителем решение, приняло участие 11 членов комиссии с правом решающего голоса. Решение об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы А.И. Жоночина принято единогласно.
Указанный протокол и оспариваемое Жоночиным А.И. решение подписаны председателем и секретарем Городской комиссии.
Из изложенного видно, что оспариваемое решение принято при наличие необходимого кворума, единогласно и в надлежащей форме.
Нельзя согласиться с доводами заявителя о нарушении оспариваемым решением Конституции РФ, ее статей 3, 15, 19, 32, поскольку судом установлено, что Городской комиссией решение принято при строгом соблюдении действующего законодательства, в рамках предоставленных ей полномочий, в связи с чем прав и охраняемых законом свобод заявителя не нарушает. Фактически данные доводы сводятся к несогласию Жоночина А.И. с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем не могут повлиять на принимаемое судом решение.
Кроме того, вопросы установления возрастных ограничений при реализации пассивного избирательного права были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В Постановлении от 10 июня 1998 года N 17-П и Определении от 21 февраля 2002 года N 27-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что субъекты Российской Федерации могут вводить дополнительные (ограничительные) условия осуществления гражданами пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста, но только в пределах, предусмотренных федеральным законом; наделение федеральным законодателем субъектов Российской Федерации правом устанавливать минимальный возраст кандидатов на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и на выборах в органы местного самоуправления, при том что возрастное ограничение в данном случае не может превышать 21 года, соотносится с конституционно защищаемыми целями, в частности ценностями представительной демократии, при этом не нарушается принцип равенства при выборах в органы публичной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации, так как установленные в законе субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом условия приобретения пассивного избирательного права в равной степени распространяются на всех граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что закрепление в федеральном законе такого права субъектов Российской Федерации определяется конституционно-правовыми функциями и предназначением органов публичной власти, включая органы местного самоуправления, призванных осуществлять эффективное и ответственное управление делами государства и общества в интересах населения, что, в свою очередь, применительно к выборным органам требует наличия у кандидатов определенного жизненного опыта, уровня знаний и зрелости. Одновременно был сделан вывод, что предусмотренные законом возрастные ограничения для кандидатов не могут рассматриваться как чрезмерные или недопустимые в силу Конституции Российской Федерации, ее статьи 55, часть 3, которая связывает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод с целями защиты основ конституционного строя (а значит, и с ценностями представительной демократии) и прав и законных интересов других лиц.
Также постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012г. N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации положения пунктов 17 - 20 статьи 37 и подпункта "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающие в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного самоуправления.
Из пунктов 2.2, 2.3, 3, 3.1, 3.2 указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что введенный Федеральным законом от 02 мая 2012г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем его избрания населением на прямых выборах призван заменить собой прежний порядок, при котором наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществлялось по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Установление такого - выборного - порядка не исключает возможности его конкретизации, в том числе путем введения в правовое регулирование дополнительных правовых институтов в рамках требований Конституции Российской Федерации и с учетом основанных на этих требованиях правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
В частности, при установлении порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, федеральный законодатель, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, вправе предусмотреть специальные предварительные условия, несоблюдение которых позволяет исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей; к таким условиям относится необходимость сбора не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность, которое не может рассматриваться как ограничивающее избирательные права граждан и нарушающее равенство общественных объединений перед законом (постановления от 17 ноября 1998г. N 26-П и от 11 июня 2002г. N 10-П, определения от 25 марта 1999г. N 32-О, от 6 июля 2010г. N 1087-О-О, от 24 февраля 2011г. N202-О-О и др.).
Федеральный законодатель вправе - исходя из конституционных основ единства публичной власти в Российской Федерации и объективной необходимости взаимодействия с органами местного самоуправления органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложена ответственность за обеспечение социального, экономического и иного развития территории субъекта Российской Федерации, а значит, и каждого входящего в его состав муниципального образования (статья 3, части 1 и 2; статья 7, часть 1; статья 130, часть 1 Конституции Российской Федерации), - предусмотреть те или иные формы участия выборных лиц местного сообщества, учета их мнения в рамках процедуры замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Будучи этапом избирательного процесса, сбор подписей определенного законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством числа выборных лиц местного самоуправления является обязательным условием регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвинутого как политической партией, так и в порядке самовыдвижения, и как таковой, безусловно, расширяет возможности представительства в этом процессе иных политических сил.
Поддерживая того или иного кандидата, выборное лицо местного самоуправления действует в качестве, отражающем, прежде всего, факт наличия у него - как облеченного в результате избрания доверием населения муниципального образования - публично-правового статуса, свидетельствующего не только о личных характеристиках, политическом и жизненном опыте выборного лица местного самоуправления, но и о его определенной интегрированности в политическую систему общества (неважно, на стороне власти или системной, действующей парламентскими методами оппозиции). Соответственно, такая поддержка означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.
Выражение и учет - посредством волеизъявления соответствующих выборных лиц - мнения муниципального сообщества относительно кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), создавая дополнительные условия для надлежащего гарантирования прав граждан, проживающих на данной территории, и прав местного самоуправления, как того требует статья 133 Конституции Российской Федерации, не расходятся с предписаниями ее статьи 12, которая направлена не на отрицание любых форм организационного взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, а на исключение решающего участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, подмены органов местного самоуправления органами государственной власти при решении вопросов местного значения.
Введение в правовое регулирование требования получения поддержки именно со стороны депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации (учитывая, что поддержка депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах их глав должна составлять от 5 до 10 процентов от общего объема поддержки кандидата) не является избыточным в действующем механизме выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), повышая одновременно интерес к муниципальным выборам, функционированию системы органов местного самоуправления, стимулируя тем самым укрепление демократических основ российской государственности.
Указанные решения Конституционного Суда Российской Федерации и сформулированные в них правовые позиции сохраняют свою силу, а в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Поскольку в судебном заседании таких нарушений не установлено, заявленные Жоночиным А.И. требования о признании незаконным решения Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013 года N 53/32 "Об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы А.И. Жоночина" удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Жоночина А* И* о признании незаконным решения Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013 года N 53/32 "Об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы А.И. Жоночина" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий: подпись М.Ю. Казаков
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.